Затянувшуюся судебную тяжбу налоговых органов с ЗАО «Форд Мотор компани» во Всеволожске, конечно, можно рассматривать как стремление контролирующих органов вернуть в госказну сумму предъявленных претензий, превышающую 300 млн. рублей. Но предприятие уже выиграло дело в двух арбитражных инстанциях. Казалось бы, на этом можно поставить точку. Тем не менее шум вокруг якобы неправильного использования фирмой инвестиционных льгот, предоставленных областным законодательством , не стихает.
По правде сказать, что-то не припомню, чтобы в российских субъектах налоговые органы столь рьяно «атаковали» вполне лояльных инвесторов, энергично пополняющих доходы бюджетов разных уровней. Не слишком убедительными в этой связи выглядят ссылки на некие расстыковки в федеральном и региональном законодательствах, поскольку подобное явление характерно для большинства территорий страны
Завод во Всеволожске — серьезный и ответственный партнер правительства Ленобласти. Так, на будущий год относительно года прошедшего он намерен фактически удвоить производство легковых автомобилей. Естественно, возрастут и налоговые поступления в федеральный и в региональный бюджеты.
О том, что сейчас в регионе набирает силу динамично развивающийся процесс, охватывающий целый ряд реализуемых инвестиционных проектов, свидетельствуют конкретные цифры исполнения бюджета субъекта в первом полугодии 2005 года. Так, поступления в казну налога на прибыль организаций превысило 4 млрд. рублей, что составляет 65,5% исполнения годового плана. По сравнению с тем же периодом прошлого года этот показатель вырос в 1,4 раза. Что особенно симптоматично, на 67,3% увеличился объем средств по налогу на прибыль, поступивших в муниципальные бюджеты.
Значительный вклад в пополнение бюджетов разных уровней внесли такие предприятия, как «Светогорск», «Хенкель-Эра», «Металлург», «Пикалевский глинозем», «Ленэнерго», «Крафт Фудс», «Балтнефтепровод» и другие.
В результате за полугодие на 154 млн. рублей уменьшился объем государственного долга Ленобласти, сокращены суммы обязательств по кредитам и займам. По сравнению с тем же периодом прошлого года средние денежные доходы на душу населения увеличились на 26,7%. Средняя номинальная зарплата работника составила в мае нынешнего года 8292 рубля, что на 27,7% выше показателя, достигнутого годом ранее. У области нет задолженностей по выплате пенсий и детских пособий. Кроме того, с начала этого года снизился уровень безработицы и отмечен рост банка открытых вакансий.
Таков эффект фактического удвоения за последние годы инвестиций, направляемых в экономику и социальную сферу региона.
Попытка внести сумятицу в планы инвесторов, посеять у них сомнения в легитимности действующих рычагов льготного налогообложения может принести субъекту немалый ущерб. Но, судя по всему, этот вопрос мало интересует местные налоговые органы.
Нельзя не признать: Ленобласть сумела создать устраивающую инвесторов нормативно-правовую базу. Она предоставила партнерам налоговые льготы, государственные гарантии для эффективного развертывания бизнеса, в частности, в сфере кредитования. Поэтому и инвестиционный портфель субъекта постоянно пополняется новыми многообещающими проектами и предложениями.
По прогнозам специалистов, в нынешнем году объем инвестиций в основной капитал в области увеличится до 76,4 млрд. рублей. Ожидается рост по всем источникам финансирования инвестиций, большая часть которых будет традиционно направляться на развитие промышленного потенциала.
Только в 2005—2006 годах будет вводиться в строй целый ряд предприятий в Кингисеппском, Всеволожском, Тихвинском, Сланцевском, Подпорожском и других районах, вводиться новые мощности на уже действующих производствах. При всем том более 8 млрд. рублей составят из года в год растущие инвестиции в социальную сферу. В этой связи чрезвычайно важно, чтобы налоговая политика отвечала коренным интересам каждого из ее субъектов. И уж тем более чутко реагировала на принимаемые судебные решения.
Однако в том же Минфине при расчете, скажем, потенциала бюджетных доходов субъекта предпочитают не учитывать его потери, связанные с предоставлением инвесторам налоговых льгот. Налоговая служба, в свою очередь, стремится и вовсе распугать потенциальных партнеров, цепляется за правовые «огрехи», которых, увы, во всем отечественном законодательстве хоть пруд пруди.
Так что же — затормозить процесс инвестиций или все же его развивать?
Сейчас, скажем, область готовит новые площадки для развертывания своих инвестиционных проектов. Одно из перспективных направлений связано с созданием на его территории промышленных зон. Дело в том, что значительные площади, которые прежде были пригодны для развития промышленности, в ряде прилегающих к городу районов уже освоены. Поэтому и возникла необходимость в новых участках, которые на конкурсной основе передаются частным девелоперским компаниям. Победители таких тендеров отвечают за инженерную подготовку выделенных территорий: подводку электричества, газопроводов, линий связи, прокладку подъездных путей.
Преимущества такой практики очевидны. Инвесторам в финансовом плане намного выгоднее осваивать уже обустроенные участки, под которые имеется необходимая документация. Да и срок реализации инвестиционных проектов при подобном подходе существенно сокращается. Не забудем, что каждый такой проект должен быть окупаемым для инвестора и в достаточно сжатые сроки покрывать издержки самого субъекта.
Петр Владимиров