Юридические статьи

Работа над ошибками не терпит суеты



Смольный совместно с депутатами распутывает клубок социальных законодательных инициатив

Наша газета уже писала о нескольких важных социальных законопроектах, принятых депутатами ЗакСа в целом и возвращенных губернатором Валентиной Матвиенко в Мариинский дворец без подписи . Сейчас, накануне открытия осенней сессии собрания эти документы вновь стали предметом дискуссии между юридическими структурами обеих ветвей городской власти. По сути, идет работа над ошибками, которая заключается в уточнении политических позиций, скрупулезном экономическом анализе реальных возможностей городского бюджета в поиске оптимальных, не противоречащих федеральной правовой базе юридических формулировок.

В юридическом комитете Смольного склонны считать, что возвращение законов в ЗакС связано в основном с тем, что депутаты торопились с принятием этих нормативных актов перед своими летними каникулами: в спешке разного рода огрехи практически неизбежны.

Характерным примером могут служить принятые депутатами изменения и дополнения в закон о поддержке семей, имеющих детей . В предложенном ЗакСом варианте для получения социальной помощи человеку надлежало иметь постоянную регистрацию в Петербурге. Но эта норма явно противоречила федеральному законодательству, согласно которому право на социальную поддержку распространяется также на беженцев, лиц без гражданства и временных переселенцев. Если даже у человека нет прописки или определенного места жительства в Петербурге, он все равно имеет право на государственную социальную поддержку. Словом, принятый депутатами закон надо было обязательно изменять.

У Смольного в этой ситуации было два варианта действий: либо подавать поправки к возвращаемому закону, либо готовить свою, принципиально новую, редакцию важного нормативного акта и оперативно вносить в ЗакС. 23 августа на заседании городского правительства был согласован и утвержден новый текст нормативного акта . Теперь слово опять за депутатами, которым нужно будет, не откладывая в долгий ящик, провести три чтения данного проекта.

То, что в петербургском правительстве всегда внимательно относятся к законопроектам, принятие и вступление в силу которых влечет за собой какие-либо расходы бюджета, вполне объяснимо. При всем уважении к депутатам, им далеко не чужд иногда политический популизм, следствием которого могут быть законодательные инициативы, способные изрядно опустошить городскую казну. Вот потому и существует норма закона , согласно которой любой проект, рожденный в ЗакСе и подразумевающий увеличение стоимости расходных статей, должен пройти тщательную экспертизу в комитете финансов и получить на ее основе официальное заключение губернатора. Но, увы, депутаты в пылу полемики не всегда прислушиваются к трезвым, базирующимся на результатах реального экономического анализа выводам экспертов Смольного. Так и принимаются законы, которые потом губернатор вынуждена возвращать обратно.

А сегодня к тому же на федеральном уровне введено такое понятие, как "расходное обязательство" . Оно подразумевает жесткую прямую ответственность чиновников исполнительных структур, которые являются распорядителями средств бюджета, за запланированные расходы. То есть если кто-нибудь из горожан что-то недополучит - например, пенсионеру не вставят новые зубы, - он может подать на виновных в суд и обязательно этот процесс выиграет. Вот и попробуй в таких условиях допусти расходы, необеспеченные реальными доходами!

Но категорических вето, наложенных на принятые депутатами законы, стало сегодня заметно меньше, нежели раньше. И уж тем более практически нет случаев, когда законы возвращаются с площади Пролетарской Диктатуры на Исаакиевскую без веских причин. Между двумя ветвями городской власти идет активный диалог по принципиальным вопросам социальной политики, подразумевающий поиск оптимальных решений тех или иных злободневных проблем города и горожан. Вот поэтому неподписанные законы губернатор сопровождает чаще всего своими поправками, которые затем рассматриваются и анализируются в постоянных комиссиях и комитетах ЗакСа.

Можно не сомневаться, что все социальные законопроекты будут вовремя приняты и вступят в силу. Это диктуется прежде всего необходимостью успеть спланировать все приоритеты социальной политики до рассмотрения и утверждения проекта городского бюджета на 2006 год . А проект этот должен, как и положено по закону , поступить в собрание до 1 октября. Сегодня же депутаты вместе с представителями исполнительной власти ведут скрупулезную работу над ошибками, допущенными второпях накануне парламентских каникул.

Александр Иванов




Вернутся в раздел Юридические статьи