Юридические статьи

Заседание было кратким, но плодотворным



7 декабря состоялось очередное, 76-е, заседание Законодательного собрания Ленинградской области. Парламентарии рассмотрели ряд региональных законов, заслушали отчет о проведении аудита эффективности, обсудили ряд других вопросов.

В начале заседания парламентарии приняли в первом чтении законопроекты "О внесении изменений в областной закон "О бюджете Ленинградского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год" , "О внесении изменений в областной закон "О региональной целевой программе "Основные направления развития и поддержки экспорта в Ленинградской области на 2004-2006 годы" , "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленобласти отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере социальной защиты населения", "О внесении изменений в областной закон "О материальном обеспечении семьи умершего члена Правительства Ленобласти или депутата Законодательного собрания Ленобласти".

В целом были приняты законы "О порядке решения вопросов местного значения поселений в переходный период" и "О внесении изменений в областной закон "О региональной целевой программе "Развитие средств связи и телерадиотрансляции на территории Ленинградской области на 2002-2005 годы".

***

Спикер областного Парламента Кирилл Поляков подвел итоги заседания для прессы: - Мы обсуждали достаточно сложный вопрос о численности депутатских фракций. Депутатами было высказано достаточно большое количество мнений, конструктивной и неконструктивной критики именно по минимальному составу. Полагаю, что смотреть на ситуацию сегодняшнего дня преждевременно. Все депутаты Заксобрания третьего созыва избраны по одномандатным округам, и их избрание в депутаты к их партийной принадлежности прямого отношения не имеет.

Вопрос надо рассматривать именно в перспективе того, что следующий состав Законодательного собрания будет формироваться по смешанной системе. Как минимум 50% депутатов Заксобрания будут избраны по партийным спискам. Сегодня мы можем опираться на опыт других регионов: партия, получившая поддержку на выборах и прошедшая в региональный парламент, получает возможность формировать депутатскую фракцию. Но представители других партий, не преодолевших минимальный избирательный барьер по партийным спискам, не имеют права формировать фракции.

***

Большие дебаты в Парламенте вызвал вопрос о внесении изменения в Положение о депутатских фракциях Законодательного собрания Ленинградской области. Депутат Олег Петров предложил снизить минимальный порог численности депутатов в составе фракции с 9 до 6 человек.

Слишком высокие требования к минимальной численности парламентских фракций не оправдывают себя, высказал мнение депутат, ставший инициатором рассмотрения данного вопроса.

Депутат Сергей Львов предложил оставить это положение без изменений, но внести понятие "депутатская группа", численность которой может ограничиваться шестью депутатами, Депутат Владимир Жуков поддержал это предложение.

Вопрос о снижении минимальной численности депутатов, необходимых для образования парламентских фракций, поставлен очень правильно, но не стоит его рассматривать именно в тот момент, когда фракции "Родина" не хватает нескольких человек для прохождения регистрации, отметил депутат Георгий Смирнов. В Парламенте должны звучать мнения и больших по численности фракций, и фракций из нескольких депутатов.

Фракции не должны ограничиваться численностью депутатов, также высказал мнение депутат Алексей Булынин.

Итоги дискуссии подвел спикер Кирилл Поляков, отметив, что в ряде субъектов РФ региональные парламенты, выборы в которые уже проводились по партийным спискам, допускают образование парламентских фракций только тех партий, депутаты которых были избраны по партийным спискам. В составе Законодательного собрания Ленинградской области следующего, четвертого, созыва 50% депутатов будут также избираться по партийным спискам. Именно с учетом этого изменения и следует рассматривать вопрос о парламентских фракциях.

В итоге парламентарии приняли решение подробно проработать этот вопрос на постоянных комиссиях и затем вынести на очередную парламентскую сессию.

Аудит эффективности подтвердил свою эффективность

Одним из центральных вопросов заседания стал отчет Контрольно-счетной палаты Ленобласти о проверке эффективности использования государственных средств в рамках российско-канадского проекта на оказание жителям Ленинградской области бесплатной медицинской помощи, предусмотренной статьей 41 Конституции РФ . Проект осуществлялся в тесном взаимодействии российских и канадских аудиторов, и в парламентском заседании приняла участие официальная делегация Канады. С докладом по результатам проверки перед парламентариями выступил заместитель председателя КСП Ленобласти Алексей Кондрашов.

Надо отметить, что, в отличие от обычных финансовых проверок, аудит эффективности позволяет оценить, насколько эффективно расходуются бюджетные средства, насколько финансируемые за счет бюджета мероприятия и программы позволяют решать поставленные властями задачи. Аудит эффективности применяется в Канаде, ставшей партнером России в работе по внедрению этой методики, на протяжении 25 лет. При этом он не заменяет такие виды аудиторских проверок, как финансовый аудит или аудит соответствия, а дополняет их.

Тесное сотрудничество между аудиторами Канады и России продолжается на протяжении трех лет. За это время проверки по новому для нашей страны методу аудита эффективности проводились вначале на федеральном уровне Счетной палатой России. Следующим шагом стало проведение таких проверок на уровне регионов, и в качестве "испытательных полигонов" были выбраны Ленинградская и Воронежская области. Необходимо было не просто перенять канадскую методику, но адаптировать ее к российским реалиям и отработать на практике, или, проще говоря, - "обкатать".

Таким образом, методика аудиторской проверки, проведенной в сфере здравоохранения Ленинградской области, была разработана на базе канадской методики. Работа проводилась в постоянном взаимодействии с канадскими партнерами. Специалисты КСП Ленобласти также прошли курс стажировки в Канаде. Тщательно подготовившись, аудиторы провели проверку эффективности использования государственных средств на оказание жителям Ленинградской области бесплатной медицинской помощи.

Данную методику отличает комплексный подход, и в сфере здравоохранения основными направлениями проверки стали - доступность бесплатной медицинской помощи, качество бесплатной медицинской помощи и уровень обеспеченности ресурсами (финансовыми, материальными, кадровыми).

В результате "пилотных" проверок в Ленинградской и Воронежской областях был выявлен ряд недостатков действующей системы российского здравоохранения, подтвержденный специалистами контрольно-счетных палат 60 других субъектов РФ. В частности, требуется реформирование всей системы обязательного медицинского страхования в нашей стране. На базе предложений КСП Ленобласти и других регионов Счетная палата РФ сделала выводы, которые будут использованы при реализации национальных проектов в сфере здравоохранения, отметил Алексей Кондрашов.

Затем перед парламентариями выступил Генеральный консул Канады Гектор Кауэн, отметив, что проведена серьезная и важная работа. Аудит эффективности - это не просто сверка цифр в отчетных документах, а проверка того, что бюджетные деньги потрачены действительно с пользой для жителей. Отрадно, что пилотный проект, реализованный в Ленинградской области, послужит для реализации и других проектов, в которых вместе с российскими аудиторами примут участие и канадские коллеги, отметил Гектор Кауэн.

Заместитель Генерального аудитора Канады Рон Томпсон рассказал депутатам Ленобласти о практике проведения аудита эффективности в Канаде и о взаимодействии канадских аудиторов и парламента. Директор Парламентского центра Канады по странам Восточной Европы Амелита Армит поздравила Контрольно-счетную палату Ленинградской области с успешным завершением работы по проведению проверки и внедрения аудита эффективности в практику.

В свою очередь, спикер областного Парламента Кирилл Поляков поблагодарил канадскую делегацию за успешную и плодотворную работу с КСП Ленинградской области.

Депутаты Законодательного собрания, приняв отчет об аудиторской проверке, высоко оценили его результативность. КСП Ленобласти вышла с инициативой провести аудит эффективности в дорожном и сельском хозяйстве региона, и эта инициатива была одобрена коллегией Счетной палаты РФ. Заксобрание дало Контрольно-счетной палате Ленобласти соответствующее поручение - провести в 2006 году аудиторскую проверку по новой методике сельскохозяйственной и дорожной отраслей региона.

***

Спикер областного Парламента Кирилл Поляков подвел итоги заседания для прессы: Постоянной комиссии по законодательству поручено проработать данный вопрос именно в преддверии выборов в Законодательное собрание четвертого созыва. На сегодняшнем заседании мы выслушали мнения всех депутатов Заксобрания, и на базе мнений и предложений депутатов будет формироваться следующее положение о фракциях.

Также сегодня нами был заслушан очень интересный отчет по аудиту эффективности Контрольно-счетной палаты Ленинградской области. Присутствовали Генеральный консул и коллеги-аудиторы из Канады. Отчет КСП был утвержден, и в дальнейшем основной вопрос, который мы должны рассматривать при проведении проверок, должен заключаться в эффективности расходования бюджетных средств.

При этом речь идет об использовании средств на реализацию региональных целевых программ, капитальное строительство новых сооружений. Поясню на примере: построили в каком-нибудь населенном пункте спортзал на 500 мест, а в него ходит только 20 человек. Возникает вопрос - а была ли необходимость в строительстве в этом месте такого зала? Это, в частности, и является предметом проверки эффективности использования средств. Опыт таких проверок, которым поделились с нами наши канадские коллеги, мы будем использовать в дальнейшей работе Контрольно-счетной палаты.

Дмитрий Холостов




Вернутся в раздел Юридические статьи