Юридические статьи

Геннадий Фадеев угодил в тупик Туда зашли переговоры его подчиненных со стивидорами Морского порта



Сегодня президент ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) Геннадий Фадеев вместе с полномочным представителем президента в Северо-Западном федеральном округе Ильей Клебановым проведет совещание по развитию железнодорожных подходов к морским портам. Железнодорожники никак не могут договориться с руководством ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" о разграничении ответственности за бесконечные пробки на путях ОЖД. Вмешательство господина Фадеева понадобилось после того, как переговоры его подчиненных со стивидорными компаниями окончательно зашли в тупик.

Напомним, что Морской порт Санкт-Петербург -- единственный из крупных российских стивидоров, который упорно не желает подписывать с РЖД договор о разграничении полномочий и ответственности за простой вагонов при погрузочно-разгрузочных операциях. Стивидоры и железнодорожники никак не могут договориться, кому и в каких пропорциях платить неустойку грузоотправителю в случае несвоевременной доставки груза. А заторы на подступах к порту возникают регулярно -- например, летом прошлого года число простаивающих вагонов доходило до одной тысячи, а убытки отдельных грузовладельцев достигали $70 тыс. в день.

В минувший понедельник подчиненные господина Фадеева -- управленцы ОЖД -- в очередной раз попытались договориться со стивидорами. Начальник ОЖД Виктор Степов предложил руководству Морского порта подписать договор о взаимной финансовой ответственности или договор о плате за простой вагонов в ожидании судов. "Мы не может нести одностороннюю ответственность за простой вагонов перед воротами порта", -- заявил господин Степов стивидорам. Железнодорожников поддержала и присутствовавшая на переговорах заместитель полпреда президента Любовь Совершаева. "Железная дорога мало берет с вас за простой вагонов!" -- заявила стивидорам госпожа Совершаева.

Однако выяснилось, что у портовиков тоже масса претензий к железнодорожникам. Например, их не устраивает предложенный ОЖД способ урегулирования споров -- в частности, правила оформления актов о простое вагонов. Согласно федеральному закону "Устав железнодорожного транспорта РФ" право составлять такой акт принадлежит исключительно железнодорожникам. Стивидоры уверены, что для составления этого документа справедливо было бы привлекать и портовиков. "Это игра в одни ворота. Идти с таким актом, составленным ОЖД, в арбитраж -- значит заведомо проиграть", -- заявил генеральный директор ОАО "Первая стивидорная компания" Борис Ослан.

Помимо этого, по мнению стивидоров, в договор с ОЖД необходимо внести и пункт об ответственности железнодорожников за несвоевременную подачу вагонов на разгрузку. По словам господина Ослана, в первые месяцы этого года из-за нерасторопности железнодорожников мощности причалов и складов его компании были загружены всего на 50%, в то время как вагоны простаивали на подходах. Своего коллегу поддержал и директор по координации операций Морского порта Санкт-Петербург Андрей Богданов, который также высказался о необходимости внесения в проект соглашения пункта о праве портовиков составлять акты "о неподаче вагонов".

В итоге, переговоры между руководством ОЖД и стивидорами окончательно зашли в тупик, из-за чего в дело решил вмешаться Геннадий Фадеев. Сегодня глава РЖД вместе с полномочным представителем президента РФ Ильей Клебановым проведет совещание по развитию железнодорожных подходов к морским портам. Едва ли речь на этом совещании пойдет о возможных уступках требованиям стивидоров. Напомним, что руководитель РЖД известен своей жесткой позицией по отношению к портовикам и, скорее всего, попытается заручиться поддержкой Ильи Клебанова для того, чтобы заставить морской порт подписать соглашение с помощью административного ресурса.

Алексей Шпалов




Вернутся в раздел Юридические статьи