Юридические статьи

Дорогая дорога на Запад



В Петербурге начаты работы по строительству южного участка Западного скоростного диаметра (ЗСД). При этом губернатор города Валентина Матвиенко уверена, что Восточное полукольцо КАД, как и планировали, будет завершено до конца 2005 года, кроме одного участка. А весь объем работ по кольцевой автодороге закончат в 2008-м. Одновременно намечено сдать в строй комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений

Губернатор заметила, что такой объем строительных работ можно выполнить только благодаря «поддержке президента и его жестким поручениям», а также распоряжению правительства о новой схеме управления ими.

На ЗСД в 2005 году в Петербурге получили 1 млрд руб. из федерального бюджета , благодаря которым и началась подготовка к строительству южного участка этой трассы.

Однако вышла заминка с выпуском соответствующего постановления Правительства РФ из-за того, что предполагалась иная схема финансирования, чем по КАД: Западный скоростной диаметр первоначально планировали как платную автодорогу, которая должна, по сути, дублировать Восточное полукольцо КАД. Но чиновники не решились официально признать это. Потому что тогда требовалось ввести в оборот другое понятие - «концессия». И это произошло только после личного вмешательства Президента РФ.

Итак, согласно ноябрьскому распоряжению Правительства РФ ЗСД намечено построить в два этапа, по каждому из которых проведут концессионные конкурсы. Первый из них намечен на I квартал 2006 года. Полностью ЗСД может быть построен в 2010 году. Впрочем, в Кремле дали понять, что главное сейчас - как можно скорее ввести в строй южный участок ЗСД, который должен вывести часть грузопотоков из III района бывшего Ленинградского морского торгового порта (ЛМТП).

Несмотря на то что на территории бывшего ЛМТП теперь оперируют исключительно частные компании, гидросооружения и акватория порта принадлежат государству. И сам Большой порт Петербург считается объектом, имеющим федеральное значение. Ведь через него переваливают значительную долю российских экспортно-импортных грузов. Именно потому и часть расходов на обустройство инфраструктуры взяло на себя государство.

И это правильно: в принципе Петербургу огромный терминальный комплекс не нужен. Его экстенсивный рост скорее создает проблемы для города, чем приносит пользу. Еще немного - и по Петербургу будет не проехать: благодаря порту город опутает гигантская сеть складских комплексов, между которыми будут сновать по улицам автопоезда.

Суперпорт в устье Невы нужен государству. И оно показывает, что готово обеспечить условия для выполнения поставленных геополитических задач.

Южный участок ЗСД - первый пилотный проект в РФ. В нем - новые отношения между федеральным центром, субъектом РФ и частным бизнесом. Ведь, кроме центра, участвовать в финансировании будут еще город и крупные стивидорные компании. ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», ЗАО «Первый контейнерный терминал» и ОАО «Петролеспорт» подписали соглашение об инвестициях в строительство того участка автодороги, который проложат по территории порта. Фактически речь идет о проекте как об одном из вариантов государственно-частного партнерства, опыт реализации которого можно будет тиражировать.

Андрей Лазарев




Вернутся в раздел Юридические статьи