Юридические статьи

Новый кодекс - бензопила в дебрях экономики



Для нормального развития российского ЛПК требуется не менее $2 млрд инвестиций. Реальные вложения - от $825 млн до $1 млрд (четверть из них - иностранные). Об этом сказал во время визита в Петербург руководитель Федерального агентства лесного хозяйства (ФАЛХ) Валерий Рощупкин

Январский визит В. Рощупкина в Петербург связан с тем, что Ленобласть, как и Красноярский край, стала полигоном по реализации пилотного проекта по лесопользованию в России с участием Всемирного банка. В конце декабря его эксперты отметили, что Правительство РФ приступило к серьезному реформированию лесного комплекса, отчего пилотный проект стал более актуальным, чем предусматривалось вначале. В связи с этим бюджет проекта превысит $50 млн. Предполагается, что опыт, накопленный в этих двух субъектах РФ, можно будет тиражировать в других регионах.

В. Рощупкин считает, что ситуация в ЛПК в целом в 2004 году улучшилась: повысились эффективность управления лесным хозяйством, выросли объемы заготовки и переработки древесины. Однако дефицит инвестиций - не единственная проблема, с которой приходится сталкиваться лесопромышленникам.

Освоение расчетной лесосеки в России достигает всего 21-22% от общего объема. Внутри страны перерабатывают лишь 20% всего вырубаемого леса. Неиспользуемый лес не приносит дохода, но требует затрат на охрану, защиту и воспроизводство (их объем оценивается в $1 млрд в год). Именно низкая доля глубокой переработки определяет крайне скромный вклад лесного комплекса в структуру промышленного производства (3,4%), экспорта (3,7%), налоговых платежей (2,2%), инвестиций и основных фондов промышленности (3%). Эти показатели значительно ниже потенциала ЛПК РФ.

Главная причина - несовершенство законодательства: российская система регламентации лесопользования - одна из самых жестких в мире. Тем не менее на российский рынок и за рубеж поступают большие объемы незаконно заготовленной древесины, которую затем легализуют при транспортировке и продаже.

Нужны меры, позволяющие привлекать к строгой ответственности за эти нарушения, а также обеспечивающие прозрачность продвижения лесной продукции (добровольная лесная сертификация, единая система учета и контроля заготовки, маркировки и перемещения древесины, а также регистрации сделок по его продаже).

Для улучшения качества лесного фонда, создания условий для развития цивилизованного бизнеса, привлечения инвестиций необходимо принять ряд законодательных актов, включая новую редакцию Лесного кодекса РФ. Однако участникам рынка вновь оказалось сложно договориться между собой. Рабочая группа Минэкономразвития РФ подготовила очередную, 19-ю, версию проекта нового закона. Тем не менее и она встретила возражения.

Новая редакция Лесного кодекса не нравится в первую очередь лесопользователям, взявшим лес в краткосрочную аренду и работающим по принципу «срубил - продал - заработал - ушел». Таких среди лесопользователей в России 62% от общего числа арендаторов. В. Рощупкин считает, что государство не должно идти на поводу у лобби ЛПК, заинтересованного в сохранении сырьевой направленности отечественного экспорта, а не в развитии его глубокой переработки.

Особое недовольство вызывает предложение ФАЛХ о выравнивании таможенных пошлин на вывоз круглого леса и продукции переработки древесины (при нынешних экспортных тарифах за кубометр круглого леса платят 2-4 евро, а за кубометр продукции деревопереработки - до 10 евро). И пока сохраняются такие пропорции, иностранные инвесторы не заинтересованы размещать лесоперерабатывающие предприятия на территории РФ.

Другое условие, препятствующее инвестициям в переработку древесины, - короткие сроки аренды лесных участков. Лесопользователи должны нести вместе с государством бремя поддержания участков в порядке. Так, чтобы ежегодно увеличивать объем заготовки леса на 60 млн кубометров, нужно строить по 3 тыс. км лесовозных дорог. Государство может оказывать поддержку таким проектам. Но они под силу лишь серьезным компаниям, которые способны вкладывать деньги не только в заготовку, но и в переработку леса. Для роста эффективности ЛПК целесообразно поощрять консолидацию лесного бизнеса. На это и нацеливает Лесной кодекс.

Андрей Лазарев




Вернутся в раздел Юридические статьи