Понятие "за базар ответишь" (в более понятной вариации "за базар заплатишь") стало основой для поправок к Закону "О связи" , принятых на прошлой неделе Госдумой в первом чтении. Депутаты хотят сделать доброе дело - чтобы все звонки на мобильные телефоны стали бесплатными для тех, кому звонят. Однако, поскольку понятно, что ничего бесплатного, кроме сыра, не бывает, осталось выяснить, кто же заплатит за эти бесплатные входящие?
Окончательно закон могут принять уже в декабре, после чего, как пояснили нам в Комитете по связи Госдумы примерно полгода уйдет на разработку всех подзаконных актов и самой технологии бесплатности. Т. е. самый ранний срок, когда все это заработает, - июнь 2006 года, самый поздний - декабрь 2006-го.
Практически все эксперты уверяют, что закон о бесплатности входящих однозначно повлечет за собой взимание платы с тех, кто звонит (для владельцев мобильных телефонов это правило и сейчас действует, а вот звонок со стационарного телефона пока оказывается для звонящего бесплатным). Из-за этого поклонники телефонов, привязанных к розеткам, восприняли законопроект как артподготовку к введению тотальной повременки.
- Прямой связи с повременкой нет, - говорит Григорий Шаповалов, пресс-секретарь компании "ПТС" (филиал ОАО "Северо-Западный телеком"). - Повременную оплату мы имеем право ввести уже с 1 января 2004-го, когда был принят Закон "О связи". Технических проблем нет никаких - звонки можно учитывать по минутам точно так же, как учитываются сейчас междугородные. Правовых проблем - тоже. Ввести повременку мешает только отсутствие тарифов, которые должна утвердить Федеральная служба по тарифам. Каждые полгода они говорят нам "сейчас пришлем", и это тянется уже 2 года.
Тарифы на звонки со стационарного на мобильный тоже будет устанавливать Федеральная служба по тарифам.
Сколько придется платить звонящему со стационарного телефона на мобильник - вопрос открытый. Весной 2005 года, когда этот вопрос обсуждался впервые, представители Минсвязи называли цифру - 1,8 рубля за минуту (на тот момент минимальный междугородный тариф). В одной сотовой федеральной компании нам по секрету сообщили, что плата будет примерно 3 цента за минуту (из которых 1/3 от этого получит сотовый оператор, а все остальное - телефонисты-стационарщики).
От нововведения кроме бабушек больше всего пострадают операторы сотовой связи (по данным аналитиков, сегодня плата за входящие составляет примерно 20 - 25% от всех доходов сотовых операторов, правда, при этом звонки со стационарных на мобильные - только около 5%). Потери сотовые операторы могут компенсировать увеличением тарифов на исходящие.
- Для нас новые правила тарификации повлекут значительную потерю дохода, однако мы не собираемся компенсировать ее повышением тарифов, - заверил нас коммерческий директор Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" Николай Деменчук.
Хитрость еще состоит в том, что в Законе "О связи" написано, что операторы "не могут существенно ухудшать обслуживание абонентов", а под существенным ухудшением можно понимать и увеличение тарифов. Остается одно - взять все деньги со звонящих со стационарных телефонов. Но как же тогда быть с пенсионерами и пенсионерками, которые именно этими стационарными телефонами и пользуются?
- Мы защищаем малоимущих, а как договорятся операторы между собой - их дело, хотя в окончательном варианте закона, конечно, будет прописано, кто за что платит, - рассказала нам Марина Новикова (помощник депутата Госдумы Владимира Горбачева, одного из авторов поправок).
- Какая же это поддержка, если теперь мама-пенсионерка будет звонить своему сыну-бизнесмену, а деньги будут брать не с бизнесмена, а с его мамы?
- Мы поддерживаем малоимущих владельцев сотовых, - заверяет Марина Новикова. - Сейчас их стало немало. Есть пенсионеры, которым мобильник очень нужен, и они покупают его на последние деньги, а на оплату связи не хватает. Им станет полегче.
- Новый принцип тарификации соответствует практике, сложившейся в большинстве европейских стран, - считает Николай Деменчук ("МегаФон"). - Платить будет тот, кто инициировал звонок. Это правило, безусловно, справедливо, но, с другой стороны, может показаться обидным тем, кто привык звонить бесплатно. Другим негативным моментом, который мы будем учитывать, может быть риск увеличения входящего трафика.
Со всем могу согласиться, кроме одного. Принцип - платит звонящий - основан на постулате: звонок всегда неприятность. На самом деле расходы должны зависеть не от того, кто звонит, а от того - зачем звонит. Если мне названивает девушка, чтоб в очередной раз признаться в любви, готов заплатить за входящий. А если какая-нибудь сволочь предлагает ненужные мне услуги - пусть платит сама.
Алексей Орешкин