Юридические статьи

Аргументы и контрафакты к чему может привести борьба с пиратскими дисками?



В Москве и Петербурге закончилась антипиратская операция "Контрафакт". Эксперты говорят, что операция не дала никаких результатов, да и дать не могла. По крайней мере, как продавались на лотках и в магазинах мало похожие на лицензионные DVD с четырьмя, шестью или девятью фильмами на одном диске, так и продаются.

Почему война с пиратами идет с такими сложностями, "Городу" рассказали в отделе Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД, занимающемся борьбой с контрафактом.

- Эти антипиратские милицейские операции - что-нибудь дают?

- В прошлом году мы возбудили порядка 50 уголовных дел по 146-й статье УК - нарушение авторских и смежных прав, в этом - около сотни. В основном по итогам двух операций "Контрафакт": одна проводилась в марте, а другая - в конце ноября. Эти операции проводились одновременно по всей стране. Проверялись и магазины, и производители.

- Хотя бы понятно, кто сейчас производит этот контрафакт?

- "Экранники": то есть фильмы, украденные непосредственно в кинозале с помощью видеокамеры, - уходят в прошлое. Нынешний потребитель уважает качество. Копировать фильмы на простом компьютере довольно трудоемко: создание одной копии занимает 10 минут. И не исключено, что производством современного контрафакта занимаются легальные фабрики, которые днем изготавливают правую продукцию, а в "третью смену" - левую. На дисках ведь число копий не проставляется, акцизные марки не клеятся.

- И сколько таких фабрик в городе?

- Известно о 5 - 7 производителях и 14 поточных линиях. Кстати, такая линия стоит порядка миллиона долларов, и владельцы, наверное, считают, что грех не использовать ее на полную катушку.

- А диски "четыре фильма на одном DVD" - они легальные или пиратские?

- Они точно пиратские, и клепают их не дома, а на подпольных студиях.

- Поскольку нелицензионные диски дешевые - значит, и покупать их будут, поэтому и бороться с ними бессмысленно. Разве не так?

- Недавно российское отделение РАПО (Российская антипиратская организация. - Авт.) сказало своим американским коллегам, что пиратские копии голливудских блокбастеров всегда будут пользоваться спросом, раз лицензионные копии продаются за 20 - 30 долларов. И знаете, там сделали какую-то отмашку, и цена на лицензионку для России снизилась: теперь они стоят рублей 350. Уже можно выбирать: купить сомнительный дешевый диск или качественный, но подороже. А в США они как стоили 40 долларов, так и стоят. Вот с этого и надо начинать борьбу с пиратами - сделать легальную продукцию более привлекательной. Почему раскрученные российские фильмы поначалу почти не подделывают? Потому что сразу дается разрешение на выпуск большого числа фильмов, то есть спрос сполна удовлетворяется легальным путем. И фильмы выходят сразу, а не с задержкой. Ну и потому что знакомых актеров хочется увидеть в лучшем виде, а не в красных пятнах. Мы как-то купили паленый диск - так там все лица были красные. И результат налицо: в магазинах соотношение "белых" и "черных" DVD с российскими фильмами: 80 на 20, с иностранными - все еще 50 на 50.

- То есть зарубежное кино подделывают чаще?

- Да, потому что диски с иностранными фильмами поступают или не вовремя, или не в том количестве. Это неудивительно - когда легальный "Гарри Поттер" разошелся за полдня, часть магазинов наводнил контрафакт.

- А чем борьба с пиратами на Западе отличается от той, что идет у нас?

- Нам как-то показывали кадры ирландской операции "Контрафакт": приезжает автобус со спецназовцами на рынок типа нашей "Юноны", без разговоров все диски с лотков сгружают в пластиковые мешки, отвозят на ближайший полигон, где ждет бульдозер.

- А у нас?

- У нас такого не бывает.

- Почему?

- Потому что диски сначала надо посчитать, описать, представляете, сразу несколько тысяч! Затем проделать исследование, чтобы специалист определил: да, диски пиратские. Затем провести экспертизу: это уже не поверхностный взгляд, а серьезная операция. Это нужно, если возбуждается уголовное дело. Хотя административные дела оформляются чаще: их проще вести. Раньше пробовали доверять экспертизу разным независимым бюро, но затем суды начали возвращать такие дела, заявляя, что эксперты сработали непрофессионально.

- А куда деваются изъятые диски после суда - снова в продажу?

- Если эксперт подтверждает, что диски - сплошной контрафакт, а суд назначает конфискацию, по идее, вся партия должна быть уничтожена. Эту проблему решает уже не УБЭП, а Фонд федерального имущества, куда по закону передаются все конфискованные вещи. Но дело в том, что конфискацию назначают пока крайне редко. Для мировых судей (а слушают такие дела в основном они) конфискация - процесс неизученный. Кроме того, такой приговор наверняка будет обжалован, и судьям не нужна лишняя головная боль.... Другое дело, что владельцу "точки" даже возвращенные диски порой ни к чему: за те два месяца, пока шло следствие и суд, фильм перестал быть популярным.

- А бывает, что вместо контрафакта изымалось и что-то легальное?

- Не вместо, а вместе. Вот мы проводили изъятия на складах такой известной фирмы, как "Титаник", и в магазине не менее известной "Десятки". Но это же не значит, что у них все - пиратское. Только небольшая часть, хотя проверять приходится все. Самое большое изъятие у нас было на одном из оптовых складов - десятки тысяч дисков. До сих пор разбираемся.

- Где больше всего контрафакта - на лотках или в магазинах?

- С лотков продавать эту продукцию вообще запрещено. На "Юноне" подходишь, спрашиваешь: мол, вы почему с лотков торгуете, а продавцы отвечают, а мы не с них, это наша витрина, а торгуем из ларька - и показывают на контейнер без окон... Что касается метро, в котором идет бойкая торговля, то мы и там со временем наведем порядок.

- Правообладатели благодарят вас за вашу антипиратскую деятельность?

- Правообладателей порой просто не найти. Особенно это касается тех случаев, когда защищается не интеллектуальная собственность, а товарный знак. То есть когда на подпольном заводе штампуется липовый Adidas, это все подпадает под статью 180 УК . С Adidas работать легко: российские представители всегда ходят на суд, держат в штате своего эксперта. Среди производителей интеллектуальной собственности активнее всего защищается 1С. Вот они всегда требуют возбуждения уголовного дела и никогда не спускают его на тормозах.

- Все равно борьба с пиратами получается какая-то поверхностная. Крупных дельцов не сажаете...

- По уголовным делам проходят и крупные, и мелкие. И в России уже бывали случаи, когда пиратов приговаривали к реальным срокам заключения. Не сомневаюсь, они будут и в Петербурге.

КСТАТИ

В Северо-Западном отделении Российского фонда федерального имущества нам рассказали, что бульдозер, который давит мешки с дисками - это не более чем красочное шоу, которое организовывают специально для журналистов. По-настоящему диски уничтожают на полигонах или мусороперерабатывающих заводах, где их пускают в "переплавку". Правда, за последние полгода ни одна партия конфискованных дисков до РФФИ не дошла.

КОММЕНТАРИЙ

Сергей Замятин, представитель Российской антипиратской организации (РАПО) по Северо-Западу РФ:

- Вы защищаете от пиратов всех или только избранных?

- РАПО осуществляет защиту прав на аудиовизуальные произведения компаний - членов нашей организации. Учредителями и членами РАПО являются российские и зарубежные компании - "Гемини Фильм", "ДиВижн", "КВО Крупный План", Warner Bros, Columbia Pictures, Universal, всего более тридцати организаций. Продукцию европейских кинофабрик на российском рынке представляют члены РАПО "Союз Видео" и "СР Диджитал".

- И какими методами вы боретесь с контрафактом?

- Мы созданы киноиндустрией для оказания помощи правоохранительной системе в борьбе с пиратством, проводим исследования и экспертизы изъятой контрафактной продукции...

- С пиратами разумнее всего бороться путем уменьшения цены на легальную продукцию. Это так?

- Да, так. А также сокращением срока релиза выпуска фильмов после публичного показа в кинотеатрах. Например, "Девятая рота" вышла на DVD уже через 1 - 2 недели после показа фильма на большом экране. И цена за диск была в пределах от 64 до 100 рублей. Деньги небольшие, но они пойдут тому, кто их заработал, и с этих денег будут заплачены все налоги! И с американскими фильмами ситуация меняется прямо на глазах: теперь на DVD в массовом порядке правообладатели будут выпускать такие фильмы, как "Взвод", "Один дома", "Титаник" и многие другие, цена не будет превышать 150 - 200 рублей за DVD-диск. Одна из наших компаний восстанавливает старое советское кино, например, "Вий" с Варлей и Куравлевым практически воссоздан заново. Какие там теперь краски, какой звук! Восстановление одной ленты обходится, примерно в 50 000 тысяч долларов, соответственно, и цена такого диска будет несколько дороже.

- А если купить тот же "Вий" на диске "4 фильма в одном"?

- Вы многое потеряете. Компрессия такова, что лица - мозаичные, звук дерганый, да и бонусы - рассказ о фильме, фильмографии актеров и других дополнительных материалов зритель не увидит. На один диск правообладатель помещает одно аудиовизуальное произведение и гарантирует качество, а возвращаться в прошлое, то есть смотреть отвратительное качество уровня ниже VHS - зачем?

Практика

В десятку или мимо

В мае этого года прокуратура Приморского района возбудила уголовное дело против генерального директора торговой сети "Десятка" Светланы Очневой. На днях дело было передано в суд. Это первый в Петербурге случай, когда преследованию по 146-й статье УК (нарушение авторских и смежных прав) подвергается руководитель столь крупной фирмы.

Впрочем, советник генерального директора "Десятки" по экономическим вопросам Владимир Романов утверждает, что его компания ни в чем не виновата, и надо еще доказать, что то, чем торговали в "Десятке", - нелицензионная продукция. Поскольку она приобреталась на складах оптовых поставщиков и имела все необходимые документы, то есть "Десятка" выступала в роли добросовестного покупателя. И вообще начинать борьбу с контрафактом нужно с упорядочивания деятельности оптовых складов-поставщиков. Например, у "Десятки" таких партнеров не меньше полусотни, и определить, кто из них торгует недоброкачественной продукцией (хотя и снабженной всеми сертификатами), очень сложно.

- Рынок действительно нуждается в чистке, а деятельность оптовиков должна контролироваться примерно в той же манере, как рынок алкоголя. Необходимо создание официального лицензирующего органа, который нес бы ответственность за то, что оптовики предлагают со складов. Мы не в состоянии да и не обязаны держать целый штат экспертов...

- У вас продаются диски "четыре в одном", хотя понятно, что они - пиратские, тут и экспертиза ни к чему.

- Это не оговорено ни в одном документе: таких списков, какие носители считать контрафактными, а какие - нет, просто не существует. Допустим, музыкальные производители четко объяснили, что на DVD-болванках не бывает музыки в сжатии mp3 - и мы дали команду менеджерам такие диски не приобретать. С музыкой разобрались, с фильмами еще нет - производители до сих пор не взяли на себя труд разъяснить, почему диски "4 в одном" считаются криминальными. Повторяю, судя по документам, у этих оптовиков продукция легальная. Если у РАПО есть к нам какие-то претензии, его представители могли приехать сюда и предложить все урегулировать, а не жаловаться в милицию.

- Не нужно быть экспертом, чтобы догадаться: производители фильмов вовсе не имели в виду, что его будут смотреть в сжатии.

- Сегодня реализация продукции зависит только от покупательской способности. Если поставщики рассчитывают, что их DVD будут покупать как на Западе за 15 - 20 евро, вала покупателей они не дождутся. Пока что на этом соотношении "цена - возможности" удачно играет только "Первый канал". А пока пиратские диски со сжатием продаются дешевле - их будут покупать. И не забывайте, что 80% видео- и аудиопродукции по-прежнему продается в мини-магазинчиках и с лотков, а не в магазинах крупных сетей. А борются только с нами.

- Когда выяснится точное имя поставщика, который вас "подставил", вы продолжите с ним работать?

- Если со всеми ними порвать отношения, в магазинах будет пусто. Вообще я сомневаюсь, что суд вынесет нам обвинительный приговор. А если дело кончится оправдательным, скорее всего, буду подавать встречный иск на РАПО.

Справка

Кодекс об административных правонарушениях.

Статья 7.12.1. Нарушение авторских и смежных прав. Ввоз, продажа, сдача в прокат экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными, влечет наложение штрафа в размере 15 - 20 МРОТ для должностных лиц и 300 - 400 МРОТ для юридических лиц с конфискацией контрафактных экземпляров.

Уголовный кодекс РФ

Статья 146. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб, - наказываются штрафом от 200 до 400 МРОТ либо лишением свободы на срок до 2 лет. Те же деяния, совершенные неоднократно или организованной группой, наказываются штрафом в размере от 400 до 800 МРОТ либо лишением свободы на срок до 5 лет.

Кассету мне, кассету!

Еще одна головная боль борцов с пиратством - видеопрокаты. Несмотря на то что многие им предрекали смерть (казалось бы: проще купить пиратский DVD за сто рублей, чем заморачиваться с залогом, да еще и платить за прокат), владельцы видеопрокатов уверяют, что их бизнес остается прибыльным. Корреспондент "Города" решил понять, за счет кого существуют в Петербурге видеопрокаты.

Содержание видеопроката - не самое дешевое дело. Необходимо помещение (25 метров), компьютер со специальной программой "Видеопрокат", пара сотрудников (с зарплатой по $200 на брата). Самое главное - собственно товар, то есть кассеты и DVD. Профессионалы тут рекомендуют не скупиться и потратить на весь арсенал порядка 12 - 14 тысяч долларов (если, конечно, закупать лицензионное кино, как и положено по закону).

Прямые конкуренты видеопрокатов - телевидение, кинотеатры и пираты. Поэтому, говорят эксперты, сейчас окупаемыми могут быть два вида прокатов: в глубоком спальном районе, где всего один кинотеатр, или же - эксклюзивный прокат, специализирующийся, допустим, только на арт-хаусе, фильмах на иностранных языках, аниме, голливудской черно-белой классике, фильмах про балет и так далее.

Последний вариант - наиболее интересный и перспективный. Дело в том, что наши дистрибьюторы в основном поставляют на рынок иностранные блокбастеры. А что делать интеллектуалам от кино, которые не хотят смотреть дурацкие американские комедии? Идти в прокат.

Один из видеопрокатов, специализирующийся на "кино не для всех", расположен в самом центре города (обещала, что не буду называть его название).

- Сейчас выгодно заниматься видеопрокатом? - спрашиваю у его хозяйки.

- Это зависит от профиля вашей фирмы, от местоположения и от массы других вещей, включая погодные условия. В любом случае понятно, что за месяц окупиться невозможно.

- Сколько у вас всего фильмов?

- Несколько тысяч видеокассет и DVD. Включая закупки и нашу собственную запись.

- А у вас не возникает угрызений совести, что вы даете своим клиентам пиратские копии фильмов?

- Честно говоря, никаких. У нас достаточно узкий профиль. Я бы с удовольствием заключала договоры с компаниями-дистрибьюторами, но они не выпускают "Кабинет доктора Калигари" и другие синефильские реликвии. То есть когда появляются интересующие нас фильмы на лицензии - мы их, конечно, покупаем. Но таких очень и очень мало.

- Антипиратских организаций или УБЭП не боитесь?

- Нагрянуть может кто угодно. Если придет человек и предъявит права на какие-то фильмы, я буду решать этот вопрос. Мы не даем "Турецкий гамбит", "9 роту". Эти картины нам неинтересны, не наш формат. А то, что интересует наших клиентов, - не производится на лицензии. Большинство прокатов, насколько я знаю, тоже используют пиратские копии. Почему-то пираты считают, что копировать арт-хаус прибыльно, а официальные лицензионщики - нет.

Катя Щербакова

Нина Астафьева




Вернутся в раздел Юридические статьи