На прошлой неделе Петербург потрясли сразу два "культурных" шока. Во-первых, стало известно о том, что Театр юного зрителя им. А.А. Брянцева будет снесен. Во-вторых, "некие люди" приказали объединению художников "Митьки" срочно выметаться на улицу и даже попыталась взять штурмом митьковскую мастерскую...
За что боролись...
Твердый культурный почерк Валентины Матвиенко обозначился еще в ее бытность президентским полпредом. Тогда, напомню, она приняла непосредственное участие в подготовке выселения Российского государственного исторического архива.
Уже после успешного избрания Валентины Ивановны под ее распорядительное пресс-папье угодили художники, которых городская администрация поталась изгнать из их утлых мансард.
Теперь настала очередь жрецов Мельпомены...
Любопытно, однако, не это. А то, что осенью 2003 года, аккурат накануне первого тура губернаторских выборов, 50 известных деятелей культуры и искусства, в том числе Даниил Гранин, Александр Белинский, Ирина Богачева, Лев Додин, Игорь Дмитриев, Сергей Захаров, Александр Розенбаум, Людмила Сенчина, Юрий Стоянов, Илья Олейников, Андрей Толубеев, Борис Эйфман, Эдуард Хиль, Владимир Рецептер, Юрий Мамин, Евгений Татарский, Александр Дольский, Максим Леонидов, Владимир Гусев, Михаил Пиотровский, Игорь Корнелюк, Семен Альтов и др. призвали сограждан "проголосовать за достойного кандидата" - Валентину Ивановну Матвиенко. Аргументация их "Обращения к жителям Санкт-Петербурга" звучала так: "Мы, деятели культуры и искусства, не понаслышке знаем, что действительно было сделано в нашем городе, когда Валентина Ивановна работала заместителем председателя исполкома Ленсовета... Сегодня она сохранила свое рачительное и чуткое отношение к нашим заботам и проблемам. Мы уверены, что, став губернатором Санкт-Петербурга, она сумеет сделать еще больше для нашего любимого города".
Чего именно должна была "еще больше" сделать Валентина Ивановна, подписанты не уточнили. Возможно, это была эдакая "амбивалентная шутка" в стиле "отвязного постмодерна". Хотя вряд ли. Скорее всего, уважаемые деятели просто подписали то, что попросили их подписать другие не менее уважаемые деятели...
Одни из подписантов по сей день в содеянном не раскаиваются. Как, например, народный артист России Сергей Захаров: "Я абсолютно не жалею, что подписал этот документ, поскольку тогда я руководствовался собственным опытом. Валентину Ивановну я знаю довольно давно, поэтому был уверен, что она обязательно поддержит культуру. Что происходит сегодня, я не в курсе, потому что в Петербурге бываю редко и за жизнью города не слежу, - слишком много работы в других странах и городах".
А вот Эдуард Хиль, напротив, о родном городе знает не понаслышке и весьма удручен той политикой, которую проводит петербургская власть по отношению к культуре: "Сегодня положение дел у творческой интеллигенции не только не улучшилось, а, наоборот, стало гораздо хуже. Но так было всегда: в любом царстве, в любой стране и в любом городе обещания власти расходятся с ее делами. К сожалению, люди, подписавшие эту хартию, не задумались над этим - они просто хотели как лучше, а получилось как всегда". При этом, что удивительно, Эдуард Хиль, как выяснилось, не помнит о том, что сам подписывал "Обращение" в поддержку Валентины Матвиенко.
Фактически отказался комментировать данную коллизию и еще один автор этого документа - писатель Даниил Гранин...
Пепел Архива стучит в наше сердце...
Но, может быть, тогда, полтора года назад, можно было еще на что-то надеяться? Ведь встречалась Валентина Матвиенко специально с Даниилом Граниным, заверяла его в том, что с культурой у нас все будет лучше некуда и что с Историческим архивом, в частности, ничего плохого не случится...
Увы. Неделю назад закончилась (пока только для посетителей) 170-летняя история работы Российского государственного исторического архива на прежнем месте - в зданиях Сената, Синода и дома графини Лаваль. Когда теперь архивные документы вновь будут открыты для доступа, неясно. В любом случае, не раньше следующего года, когда закончится строительство нового здания РГИА на Заневском проспекте. При этом уже сейчас можно с уверенностью сказать, что при переезде будут неизбежные потери. Кроме того, в новых хранилищах, по сути, некому будет работать: необходимо нанять более 80 специалистов, однако денег у РГИА на новых работников нет, поэтому будут сокращены или вовсе ликвидированы некоторые отделы.
"Будучи еще полпредом, Валентина Ивановна обещала нам лично, что судьба архива будет решаться только после экспертизы, проведенной всеми независимыми экспертами, - свидетельствует главный специалист РГИА Никита Крылов. - Это был обман, потому что никакой экспертизы не было. Мало того, потом в СМИ Валентина Матвиенко похвалялась, что якобы выполнила вековую мечту архивистов, когда отвела участок под строительство нового здания. Это верх цинизма, потому что, побывав однажды у нас, она на самом деле знала, какова реакция архивистов на этот проект, - тогда все работники в довольно жесткой форме высказывали ей свое возмущение и негодование..."
Печальный символ Петербурга
Не лучше обстоят дела и у художников - этого, по словам Валентины Матвиенко, коллективного "символа города". Эпитет, заметим, весьма меткий, если учесть, что судьба несчастных живописцев, которых городская власть продолжает изгонять из мест их традиционного творческого обитания, это - в широком смысле - судьба не только всей петербургской культуры, но и большинства горожан.
Еще летом прошлого года Смольный пытался лишить художников их мастерских. Тогда мастера резца и кисти вышли на площадь перед ЗакСом и добились-таки - как оказалось позже, лишь временной - отсрочки своей творческой гибели. Только что вышло постановление городского правительства о том, что срок аренды всех мастерских истекает в 2009 году, после чего помещения будут выставлены на общий аукцион.
Заведомо предполагая, что шансов купить собственные мастерские на открытом аукционе у них нет и не предвидится, бедные художники нижайше попросили у администрации провести торги только между работниками искусства. Чиновничий ответ был резок и тяжел, как нож гильотины...
"Нашего губернатора абсолютно не волнует творческая жизнь и культурное наследие города. Г-жа Матвиенко печется лишь о своем престиже, чтобы в дальнейшем рвануть в федеральное правительство, и о том, как принести большую выгоду лично себе, - горячится член комиссии по мастерским Союза художников СПб Александр Гришин. - Даже если случится чудо и художники приватизируют свои мастерские, то сама система нашего Союза просто развалится, исчезнет Фонд художественных мастерских. Они уйдут в частные руки, и какова их дальнейшая судьба, никто так и не узнает".
Но если у большей части питерских художников в запасе еще есть 4 года, то у "Митьков" не остается и четырех недель. А ведь еще прошлым летом, выступая с очередной высокой трибуны, Валентина Ивановна заверяла город и мир, что "Митьки" - один из культурных брендов нашего города и что "необходимо создать все условия для их плодотворной работы". И даже (вероятно, расчувствовавшись) продлила тогда им договор аренды аж до 1 мая 2005 года. И вот настал для "Митьков" судный час... Что теперь будет с ними, не знает даже главный "митек" Дмитрий Шагин: "Люди, которые подали против нас иск, сохраняют инкогнито. Но я точно знаю, что это кто-то из чиновников администрации Центрального района. Вообще власть ведет себя крайне странно, стремясь ущемить людей, работающих на пользу нашему городу".
Он слишком стар для юных?
И вот, наконец, последняя (по времени, но не по существу!) флеш-атака Смольного на петербургскую культуру - грядущий снос Театра юного зрителя. Слишком дорого, оказывается, встанет его ремонт! И тут же - эврика! - а давайте снесем этот престарелый храм искусства к чертовой матери и построим на его месте некий многопрофильный комплекс. Ну, конечно, приоритетное место в нем отдадим ТЮЗу - будьте спокойны (хотя судьба ушедшего под ремонт, судя по всему, "с концами" Дома книги в этом отношении спокойствия отнюдь не внушает), но тут же разместим еще и... три оркестра!
"Зачем нам нужна коммунальная квартира, если у нас есть здание, по результатам экспертиз не требующее сноса?" - задает "культурному" вице-губернатору Сергею Тарасову свой "наивный" вопрос директор ТЮЗа Светлана Лавренцова.
И действительно, зачем? Ведь были проведены три независимые экспертизы (кстати, как и в случае с Историческим архивом), которые показали, что по техническому состоянию сносить здание не нужно. Его необходимо лишь капитально ремонтировать. "К сожалению, власть так часто меняется! По заказу предыдущей администрации два года назад нам делали проект капитального ремонта здания. При этом чиновники обещали, что театр не будет выезжать или закрываться, а ремонт будет осуществляться поэтапно и непрерывно: мы планировали закрываться лишь с мая по конец сентября, в межсезонье", - говорит Светлана Лавренцова.
Пресс-секретарь Сергея Тарасова, правда, успокоительно разъясняет, что идея сноса ТЮЗа существует пока лишь гипотетически, что нет ни проектно-сметной документации, ни денег в бюджете и что поэтому пока паниковать рано. Но что-то подсказывает: когда бульдозеры и стенобитные машины подкатят к Пионерской площади, паниковать будет уже поздно. Прекрасно это понимая, коллектив театра обратился в письме к губернатору, спикеру местного ЗакСа и председателю Совета Федерации: "Стоит ли рисковать судьбой целого театра ради сомнительного проекта сноса здания и возведения на этом же месте нового? Не получится ли так, что город потеряет значительно больше, а именно: Театр Юных Зрителей как живой организм. Ведь процесс разрушения, а затем возведения нового здания может затянуться на годы. И все это время юные горожане будут лишены полноценного общения со своим театром". Ответа пока нет.
Зато есть факты. К артистам ТЮЗа, по их словам, в свое время приходили некие московские коммерсанты, желавшие заручиться их поддержкой и отправиться к чиновникам с целью получить разрешение на строительство развлекательного центра, а заодно и реконструкции театра. Вероятно, поддержка тюзовцев, в конце концов, культурно-строительным господам не понадобилась. Сработали иные аргументы.
Оксана ПОПОВА