Юридические статьи

Бюджет: Муниципалитеты съедят 35% областных доходов



Нынешний год в Ленобласти, как и в других российских регионах, начался трудно. Реформа бюджетного учета на время нарушила стройное течение финансовых потоков. Монетизацию льгот многие жители также восприняли крайне болезненно.

Не приходится сомневаться, что на будущий год бюджетных проблем у субъекта только прибавится. Именно с учетом этого обстоятельства на недавнем заседании областного правительства был рассмотрен проект бюджета-2006, доходная часть которого, составившая более 29 млрд. рублей, уравнена с расходами. Остается напомнить, что в этом году прогнозируемый бюджетный дефицит региона должен составить 1,3 млрд. рублей.

Стремление жить по доходам, а не по расходам, то есть не влезая в долговую яму, объяснить нетрудно. Слишком много неясностей, неопределенностей поджидает субъект за порогом реформы местного самоуправления. На муниципальных выборах, которые состоятся 9 октября, должны быть избраны представительные органы 204 поселений. Затем из числа местных депутатов предстоит сформировать власть в 16 муниципальных районах. Таким образом, количество муниципальных образований в области сразу увеличится почти в 8 раз. Как показывают расчеты, при этом усугубятся диспропорции, связанные с привлечением собственных доходов в местные бюджеты.

В результате на начальном этапе реформирования большинство муниципальных образований окажутся дотационными. Ведь главным источником пополнения казны поселения в перспективе должна стать земля, которая обеспечит поступление налогов и сборов. Но эффективную работу в сфере землепользования в сжатые сроки большинству муниципалитетов наладить вряд ли удастся.

Областные финансисты именно из этого исходили, почти вдвое увеличивая на будущий год сумму направляемых МО межбюджетных трансфертов. Она составит 8,7 млрд. рублей. Причем 5,8 млрд. рублей будут выделены из специально сформированных фондов поддержки районов и поселений.

По мнению вице-губернатора, председателя областного комитета финансов Александра Яковлева, такой объем финансовых ресурсов позволит в основном сбалансировать бюджетную обеспеченность разных территорий. Однако следует учесть, что межбюджетные трансферты съедят добрых 35% из общей суммы областных доходов. А реальный сценарий бюджетного процесса в субъекте может оказаться и не столь оптимистичным.

То есть, если понадобится дополнительно латать дыры в финансовой деятельности еще неопытных органов местного самоуправления, отыскать ресурсы на это в казне вряд ли удастся. Дело в том, что еще 48% будущего бюджета занимают расходы на социальную сферу. Сократить их фактически невозможно. Начиная с 2000 года, субъект почти в 5 раз увеличил бюджетные затраты на здравоохранение, в 8 раз - на образование. За этот же период в 7 раз увеличились ассигнования на социальную политику, обеспечивающую социальную защищенность населения. В прошлом году была существенно увеличена зарплата бюджетников. При этом нижний ее предел достиг прожиточного минимума. В результате уже в нынешнем году средства на зарплату работников бюджетной сферы составят более 30% собственных доходов областного бюджета. А на будущий год, с учетом ожидаемого в мае очередного роста МРОТа с 800 до 1100 рублей этот показатель еще возрастет.

Недавно обнародованные российским президентом национальные проекты стали для Ленобласти и других регионов страны своего рода сигналом к еще более активным действиям в социальной сфере. Это уже заставило субъект дополнительно увеличить в бюджете расходы на реализацию своих жилищных программ на 15%.

Но как быть, например, с намерением федеральных властей в начале 2006 года увеличить на 10 тыс. рублей зарплату участковых терапевтов и на 5 тыс. рублей - медсестер? Совершенно очевидно, что в местных поликлиниках такое решение вызовет неоднозначную реакцию. С одной стороны, безусловно, эти категории медицинских работников - в дефиците и крайне востребованы населением. А с другой - рядом с ними в учреждениях здравоохранения трудятся и другие специалисты: хирурги, отоларингологи, ревматологи, стоматологи, дерматологи: Им трудно будет объяснить, почему, собственно, их труд в денежном выражении оценивается куда скромнее.

Попробуем предположить, что центр приглашает регионы включиться в софинансирование национального проекта в сфере здравоохранения. Или, по крайней мере, в той его части, которая касается роста зарплаты. Но тогда встает вопрос: откуда субъекты должны извлечь столь значительные дополнительные ресурсы? Скажем, доля бюджета Ленобласти в общей сумме собираемых на ее территории налогов и без того ежегодно снижается. При этом увеличиваются средства, направляемые в федеральную казну. В 2005 году доля областных доходов относительно федерального уровня снизится до 44%. А в будущем году регион, вероятно, потеряет еще около 10% от общей суммы финансовых сборов. В такой ситуации рассчитывать, что область может адекватно отреагировать на рост зарплаты в здравоохранении не приходится. И без того по сравнению с нынешним годом проект бюджета-2006 предусматривает на 12,3% увеличение расходов на эту социальную отрасль.

На бюджетные проектировки может сильно повлиять и человеческий фактор. Сейчас трудно предсказать, какие люди придут к управлению территориями, какие они примут муниципальные уставы и сформируют бюджеты. В частности, изрядную активность в ходе выборной кампании проявляли представители соседних с областью регионов. Многих из них, как магнитом, притягивала возможность распоряжаться землей в пределах границ поселения. Однако насколько они компетентны как хозяйственники и как специалисты, знакомые с бюджетным процессом, сказать трудно. Между тем с первых шагов им придется столкнуться с рядом требующих квалифицированного решения проблем.

На территориях многих районов, к примеру, еще не акционированы предприятия ЖКХ. Не решены вопросы местной тарифной политики, которые напрямую затрагивают интересы жителей. На муниципальный уровень с будущего года переводятся полномочия, связанные с поставкой топливно-энергетических ресурсов. Требуют внимания муниципальные дороги и транспорт. Словом, новые власти на местах ожидает уйма чисто хозяйственных, житейских дел, к которым многие народные избранники, распорядители бюджетов могут оказаться неготовыми.

И последнее, о чем нельзя забывать. Местное самоуправление подразумевает и высокую степень ответственности власти перед населением. К марту 2007 года муниципалитетам в соответствии с требованиями законодательства предстоит провести аудит исполнения своих бюджетов за предыдущий год, затем опубликовать финансовые отчеты о своей работе в местной печати. Тогда-то и станет ясно, удалось ли эффективно объединить бюджетный процесс с принципами местного самоуправления.

Петр Владимиров




Вернутся в раздел Юридические статьи