Законопроект о бюджетных субвенциях муниципалам , дружно принятый вчера депутатами Законодательного собрания за основу, вызывает, честно говоря, немало вопросов.
С виду проект Сергея Никешина, касающийся только внутригородских муниципальных образований, выглядит логичным. Если где-то активные муниципалы создали некую программу, являющую собой комплекс мероприятий, призванных улучшить качество жизни населения данного округа, то до 1 августа они могут направить эти свои разработки в комитет финансов. И если там в порядке, установленном правительством, сия программа будет признана достойной бюджетного финансирования, то на нее и прольется в итоге «манна небесная» в виде средств из городской казны. Разумеется, при этом счастливые муниципалы должны будут неукоснительно соблюдать все нормы российского законодательства о налогах и сборах . А если нет, то денежный поток сразу же приостановят.
В самом деле, в большинстве своем дотационные в отличие от своих пригородных собратьев внутригородские муниципалитеты целесообразно было бы заинтересовать составлением программ по охране окружающей среды, организации праздничных мероприятий, военно-патриотическому воспитанию и т. д. (перечень из 13 позиций имеется в тексте законопроекта). Разумнее давать муниципалам деньги не просто так, чтобы не умерли в нищете, а под некие гарантии работы на благо граждан.
Но аналитики усмотрели в данной инициативе и двойное дно. Нельзя превращать бюджет, и даже его часть, в фонд для раздачи каких-то грантов. Случись подобное, и в десятках городских микрорайонов начнут выдуваться разные «мыльные пузыри» в духе памятных шахматных турниров, организуемых Остапом Бендером. И это приведет к разбазариванию бюджетных денег.
Так или иначе, но реакция представителей Смольного на принятие в первом чтении проекта С. Никешина была явно болезненной. Вице-губернатор Михаил Осеевский, к примеру, настаивал на увеличении срока подачи поправок, а другой член правительства, Михаил Бродский, прямо сказал корреспонденту «СПб ведомостей» о том, что закон ждет в Смольном очень непростая судьба. А в том, что он пройдет оставшиеся два чтения в ЗакСе на ура, не сомневается никто.
Вышеупомянутый проект огорчил исполнительную власть, наверное, даже больше, чем вчерашнее дружное преодоление губернаторского вето на закон о городских праздниках . В очередной раз депутаты отклонили предложение Валентины Матвиенко не устанавливать точное число таких праздников и приняли в прежней редакции документ, содержащий исчерпывающий перечень всевозможных торжественных дней и памятных дат, отмечать которые можно с использованием бюджетных денег.
Как отмечал тот же М. Бродский, список из 46 финансируемых из бюджета календарных праздников — от Нового года до Дня Конституции РФ — узковат, и кто-то может обидеться, что его забыли: нет там, скажем Дня дорожника. Но оппонировавший ему Алексей Ковалев заявил: «Мы не хотим, чтобы губернаторские телефоны обрывали все желающие попраздновать за казенный счет». Словом, решили вроде бы деньги экономить, и Всемирный день туризма отмечать, а вот День борьбы с апартеидом — нет. Впрочем, о том, как широко празднуют хотя бы начало своих летних парламентских каникул сами депутаты, горожане достаточно наслышаны...
Александр Рабковский