Юридические статьи

Деньги для нового уровня власти



В октябре в Ленинградской области прошли выборы депутатов муниципальных советов. На первый взгляд событие не из великих. Во всяком случае, никак не затрагивающее жителей Санкт-Петербурга. Второй взгляд, как водится, позволяет оценить его несколько иначе. Хотя подлинная цена станет ясна после 30 ноября: именно к этой дате сформированный новый уровень власти обязан определиться для себя и через средства массовой информации довести до сведения населения ставки налогов, которые они будут собирать для обеспечения собственного существования.

Есть, впрочем, подозрение, что как минимум половина заинтересованных лиц, то есть потенциальных налогоплательщиков, своевременно этой информации не получит. По той простой причине, что к прессе, в которой такие сведения обычно публикуются, обычно ни малейшего интереса не проявляет. А добрую половину года вообще не имеет к ней доступа. Поскольку постоянными жителями Ленинградской области не является, а перебирается туда только с началом очередного дачно-садового сезона. На прошлой неделе областное правительство дало разъяснения по поводу финансирования муниципальных советов. Прежде всего источниками доходов служат несколько местных налогов (земельный налог, налог на имущество физических лиц), федеральных налогов (налог на доходы физических лиц), налогов специальных налоговых режимов (ЕНВД, единый сельхозналог), а также сбора за негативное воздействие на окружающую среду и госпошлины. В частности, в бюджеты муниципалитетов-поселений первого уровня в размере 100 процентов поступают земельный и имущественный налоги, а также 10 процентов от налога на доходы физических лиц и 30 процентов от единого сельхозналога. Ставки по этим налогам депутаты обязаны определить и принять в кратчайшие сроки, опубликовав не позднее 30 ноября соответствующие нормативные акты в муниципальных СМИ. В противном случае они не могут быть введены в действие с 1 января 2006 года, и тогда новая власть просто не получит средств к существованию. Среди источников доходов могут быть и безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности МО. Для этой цели создаются областные фонды финансовой поддержки поселений и районов. Последним источником пополнения бюджетов являются доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности, штрафы, добровольные пожертвования, средства самообложения граждан, иные поступления. Поскольку вновь избранные депутаты зачастую не обладают необходимым опытом в бюджетном планировании и менеджменте, областное правительство в целях оказания методической помощи по принятию решений о введении налогов делегирует в муниципалитеты своих представителей. Депутаты нуждаются в рекомендациях относительно ставок налогов. Возможные по федеральному законодательству ставки земельного налога заключаются в границах от 0,3 до 1,5 процента, ставки на имущество физических лиц - от 0,1 до 2 процентов. По мнению областных властей, ставки должны быть определены в размерах, достаточных для обеспечения деятельности новой власти. При этом они должны быть достаточно умеренны, с точки зрения интересов инвесторов, как уже работающих на территориях, так и могущих прийти в перспективе. Понятно, что для дачников и садоводов наиболее существенными являются два из перечисленных выше источников, поскольку до 1 января 2006 года их уже обязали превратиться из землепользователей в землевладельцев. А еще не вступивший в силу законопроект несколько позже все равно вынудит их зарегистрировать и расположенные на земельныхучастках строения, которые станут имуществом физических лиц. Хотя не стоит сбрасывать со счетов и такую статью, как штрафы. Благо садоводство вполне можно оштрафовать за тот же мусор в их окрестностях, за отсутствие пожарных водоемов, за нарушение каких-то местных нормативных актов, про наличие которых приезжие знать не знают, ведать не ведают.

Неустойчивая постоянная

Теоретически, впрочем, земельный налог для садоводов должен стать чуть ли не благом. В конце концов, его приходилось платить и раньше. С той разницей, что размер этого платежа каждый год предсказуемо увеличивался на совершенно непредсказуемую сумму. То есть районные власти и местные налоговые органы, безусловно, имели для ставки налога свои обоснования, совершенно для налогоплательщиков темные и потому воспринимавшиеся как произвольные. Кадастровая оценка земельных владений имела все шансы положить этому произволу конец. Если вам известна оценочная стоимость участка (которая должна быть указана в кадастровых документах) и процент налоговой ставки, ничего не стоит высчитать, какую сумму этот процент составляет в рублях. То есть процесс налогообложения становится совершенно прозрачным. Более того, земельный налог перестает расти, поскольку исчисляется на основе двух постоянных величин. Но такие ли они на самом деле постоянные? Начнем с того, что процентная ставка земельного налога, какуже отмечено, колеблется в пределах от 0,3 до 1,5 процента. То есть один из двух "постоянных" сомножителей может оказаться в пять раз больше минимального. И какой именно коэффициент будет вашему садоводству назначен, решать предстоит именно вновь избранному муниципальному совету. При этом, если обратиться к разъяснениям областного правительства, муниципальным советам рекомендуется проявлять умеренность только по отношению к потенциальным инвесторам, в качестве каковых садоводства не рассматриваются. Более того, садоводы, как жители соседнего субъекта Российской Федерации, для органов местного самоуправления не являются даже избирателями. То есть новые органы власти (как, впрочем, и власти областные) ни в коей мере не обязаны блюсти их интересы. И как только возникнет потребность в получении дополнительных средств для бюджетов МСУ, в первую очередь обратят внимание именно на возможность увеличения процентной ставки земельного налога для садоводов. Вот когда вновь появятся основания пожалеть о том, что город и область предпочли разделиться. Ведь и обжаловать решения муниципалов попросту негде.

Ресурс действительно привлекательный

А основания для недовольства, скорей всего, появятся. По федеральному законодательству муниципальные советы являются не только получателями земельного налога. Именно им предоставлено право распоряжения землей. Правда, примерно за неделю до выборов в органы МСУ областное правительство сделало заявление: "В Ленинградской области на последней неделе перед выборами депутатов муниципальных образований ожидается серия отказов кандидатов от участия в избирательной кампании. Это связано с тем, что в регионе полномочия муниципальным образованиям первого уровня будут передаваться постепенно, а вопросы распоряжения землей вообще к ним не перейдут. Такая информация отсеяла многих кандидатов, которых на предстоящих выборах интересовала земля и ее распределение, возможность использовать этот дорогой ресурс в своих целях. Правительство Ленинградской области делает максимум возможного, чтобы в рамках законодательства ограничить территории от управления людьми, преследующими корысть, а не желание заботиться о регионе". Звучит, конечно, красиво. Хотя подобные действия областных властей вполне могут быть обжалованы, как федеральному законодательству противоречащие. Но настоящая проблема даже не в этом. В любом случае, хоть на муниципальном, хоть на областном уровне, стремление ко вполне рыночному извлечению максимальных доходов неизбежно ведет к тому, что местным властям оказывается выгодно для начала устремить планку земельного налога к максимуму, чтобы извлечь как можно больше средств с горожан за этот счет. И одновременно выдавить с земли тех из них, кто высокие налоги платить не в состоянии. Поскольку несостоятельные налогоплательщики будут вынуждены либо продать свои участки более состоятельным гражданам. Либо просто отказаться от права собственности на них. После чего земля может быть продана по новой. Причем бывшим владельцам совершенно все равно, кто именно получит от этого дополнительную выгоду: муниципальные власти или областные.

Кадастровая оценка может измениться

Между тем и вторая составляющая - кадастровая стоимость участка тоже может быть названа постоянной весьма условно. Во всяком случае, на заседании областного правительства было принято постановление "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения на территории Ленинградской области" , в котором отмечено, что главы некоторых муниципальных образований уже высказали озабоченность низким уровнем удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков IV группы (земли под древесно-кустарниковой растительностью (за исключением полезащитных лесополос), болотами, нарушенные земли (за исключением тех, на которых ведется промышленная разработка полезных ископаемых) по результатам оценки. Большинство муниципальных образований интересует порядок определения кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков. Как сообщил председатель областного комитета по имуществу Александр Дрозденко, в ближайшее время разъяснения о порядке определения кадастровой стоимости таких участков будут направлены в муниципальные образования. На первый взгляд перечисленные выше участки к садовым отношения не имеют. Однако если допускается пересмотр кадастровой стоимости одних участков, то почему бы и не распространить этот процесс и на другие? Тем более что местным властям, напомним, теперь предоставлено право самим изменять категории земель на подведомственной территории. И чем более благоустроенным становится садоводство, тем больше оснований для такого пересмотра появляется. А изменение категории земли - прямое основание для пересмотра ее стоимости. И опять-таки - для увеличения размера налога.

Еще не все возможности исчерпаны

К тому же предстоит разобраться еще с одним скользким вопросом. В любом садоводстве, кроме принадлежащих гражданам участков, имеются земли общего пользования. Те, что использованы под дороги, под площадки для сбора мусора, под пожарные водоемы, детские и спортивные площадки, сооружение которых предусматривается городской программой поддержки садоводческого движения. И нет никакого сомнения в том, что эти территории тоже окажутся обложены налогами. Правда, платить их должны будут садоводства в целом. Но ведь понятно же, что средства для этого можно взять только с членов садоводства: вот вам еще один источник для увеличения налогового бремени. А впереди еще и регистрация строений на садовых участках. Которая, как это уже принято, будет производиться за счет владельцев, чтобы потом их же имущество дополнительными налогами и обложить. Правда, как об этом уже писалось в предыдущих выпусках "Часа у дачи", одновременно садоводы должны обрести не только дополнительные расходы, но и дополнительные права. Официально признанное и обложенное налогом имущество должно как минимум государством охраняться. А к муниципальным советам можно будет предъявлять претензии, например, по части состояния дорог, лежащих за пределами садоводств, но на территории муниципальных образований. Можно будет поговорить о налаживании работы пассажирского транспорта, об единых тарифах на электроэнергию и о многих других конкретных проблемах, которые сегодня садоводства целиком и полностью обязаны решать сами. Но вот пойдет ли дело дальше разговоров? Что ни говорите, а для Ленинградской области садоводы из Петербурга были и остаются чужими гражданами, считаться с потребностями которых - это уже не обязанность, а исключительно добрая воля местных властей. И хорошо, если такая воля окажется в наличии. Но до чего же не хочется опираться не на закон, а только на чье-то доброе отношение. Как будто и не в единой России мы все живем...

Анатолий Наумов




Вернутся в раздел Юридические статьи