Юридические статьи

Муниципальные округа районного уровня Валентина Матвиенко усиливает контроль за местными администрациями



Как стало известно Ъ, в Смольном началась подготовка к реформе местного самоуправления, которая предусматривает укрупнение муниципальных округов до уровня районов. Это позволит губернатору Валентине Матвиенко не только усилить финансовый контроль за деятельностью районных администраций, но и переложить ответственность за решение их проблем на избранных муниципальных чиновников. Механизм реформы точно соответствует проекту городских демократов -- два года назад он провалился в ЗакСе под давлением курирующей районы администрации губернатора во главе с Виктором Лобко. Теперь господин Лобко и его подчиненные вынуждены реанимировать эту схему. С подробностями -- Анна Пушкарская.

О намерении реформировать систему МСУ Валентина Матвиенко заявила в октябре. Подводя итоги своего двухлетнего пребывания на губернаторском посту, она резко раскритиковала существующие "муниципальные органы власти, которые тратят на зарплаты половину своих бюджетов". Неожиданно выяснилось, что госпожу Матвиенко беспокоит и отсутствие контроля за деятельностью районных властей, непосредственно подчиненных Смольному. "Их должны контролировать органы представительной власти", -- заявила губернатор. И тут же предложила создать "18 районных органов местной власти". Учитывая, что новый федеральный закон об МСУ позволяет изменять границы муниципальных округов исключительно на основе референдума, Валентина Матвиенко заявила, что будет добиваться поправки "которая давала бы Москве и Петербургу право самим определяться по структуре муниципальных органов". По сведениям источников Ъ, выступить с такой инициативой госпоже Матвиенко поручили представители администрации президента РФ, заинтересованные в реформе МСУ в обеих столицах России.

По информации Ъ, заявление губернатора вызвало шок среди сотрудников ее администрации, которые два года назад успешно заблокировали создание районных муниципальных советов. Сам господин Лобко неоднократно заявлял Ъ, что "если вывести на районный уровень муниципальные округа, у города не будет рычагов управления". Однако буквально на днях он обнародовал прямо противоположную позицию, заявив, что его подразделение уже подготовило предложения, cогласно которым "самоуправление должно осуществляться на уровне районов".

Напомним, поделить город на 111 муниципальных округов (в Москве их 129) со своими депутатами и администрацией впервые решил губернатор Владимир Яковлев -- он преследовал цель ослабить влияние на муниципалов своих оппонентов в ЗакСе. Не случайно реформа МСУ была одним из условий поддержки на губернаторских выборах Валентины Матвиенко cо стороны СПС и "Яблока". Сразу после выборов лидеры одноименных фракций ЗакСа предложили концепцию двухуровневой схемы МСУ, которую они разработали вместе с представителями КПРФ-НПСР, "Единой России", горизбиркома и юридического факультета СПбГУ. Согласно этому документу муниципальная власть должна формироваться в 13 районах города и 9 пригородах. При этом районные администрации становятся не структурными подразделениями Смольного, а исполнительными органами МСУ. Но их руководителей местные советы избирают исключительно по представлению губернатора -- такое условие разработчики предусмотрели по личной договоренности с Валентиной Матвиенко, позволив ей сохранить контроль за главами районных администраций и одновременно переложить ответственность (например, за решение проблем в сфере ЖКХ) на районных муниципалов (актуальность такого подхода еще ощутимее после ликвидации одномандатных округов ЗакСа). Одновременно авторы предложили губернатору наложить мораторий на перевыборы 111 действующих органов МСУ (ликвидировать которые можно только на основе референдума), что фактически привело бы к отмиранию "лишней" структуры.

Обсуждение реформы МСУ на Совете фракций впервые состоялось на следующий день после провала СПС и "Яблока" на думских выборах (8 декабря 2003 года. -- Ъ), -- против проекта демократов вместе с вице-губернатором Виктором Лобко выступили подчиненные ему председатель профильного комитета по МСУ Нина Шубина и руководитель юркомитета Анна Митянина. В итоге ЗакС поддержал их точку зрения и, принимая поправки к закону "О местном управлении в Санкт-Петербурге" , сохранил существующую структуру муниципальных органов, а Смольный организовал их перевыборы. Расширить полномочия муниципалов не удалось ни депутатам, ни самому господину Лобко, который при подготовке бюджета на 2006 год выступал за частичное финансирование ряда дополнительных местных полномочий в наиболее лояльных его ведомству округах. Однако такой подход заблокировал вице-губернатор Михаил Осеевский -- он потребовал определить "предметы местного значения" для всех округов.

И вот теперь администрация губернатора вынуждена реализовать обнародованные обещания Валентины Матвиенко, которая объявила себя "ярой сторонницей муниципальной власти". Комментировать Ъ подробности будущей реформы господин Лобко отказался, уточнив, что это "преждевременно". По версии главы юркомитета Смольного Анны Митяниной, губернатор пока не выбрала вариант подготовленных предложений по поправкам в федеральный закон об МСУ, уточнив, что "о районах в них речь не идет". Глава профильного комитета по МСУ Смольного Нина Шубина и представитель губернатора в ЗакСе Михаил Бродский заявили Ъ, что они вообще ничего не знают о подобных проектах.

Ъ будет следить за развитием событий.

МСУ стоит всего 2,5% бюджетных расходов

На деятельность муниципальной власти в Санкт-Петербурге приходится 2,5% городского бюджета (для сравнения, в Москве -- 0,8%). Две трети своих расходов муниципалы покрывают за счет местных налогов, сборов и штрафов, отчислений от федеральных налогов и налогов Санкт-Петербурга, поступлений от приватизации и сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов, лотерей, штрафов и т. д. Из расходной части бюджета на финансирование органов МСУ в 2005 году выделено 543,5 млн рублей, в 2006-м -- 548,3 млн рублей. Средства перечисляются в виде субсидий на реализацию местных полномочий (например, социальной поддержки детей) и целевых субвенций на конкретные проекты в округах -- по благоустройству, программе "Безопасность жилища", военно-патриотической и спортивной работе, организации праздников, а также собственной деятельности (например, покупку автотранспорта) и т. д.




Вернутся в раздел Юридические статьи