Юридические статьи

Нет у монополии конца Реальной конкуренции на рынке ЖКХ придется ждать долго



Через месяц должна закончиться регистрация сорока шести открытых акционерных обществ, которые создаются в Петербурге на базе нынешних жилищно-эксплуатационных служб.

В сентябре городское правительство приняло соответствующее постановление: ЖЭС преобразуются в ОАО со 100-процентным государственным участием и уставным капиталом в 100 тысяч рублей.

Теперь этот процесс подходит к концу, но реальной конкуренции на рынке жилищных услуг мы не увидим как минимум до начала 2006 года. И это - не пессимистическое предположение, а факт, который уже констатировало питерское правительство...

МЫ ЗА ЦЕНОЙ НЕ ПОСТОИМ

Жилищный комитет (устами начальника управления по работе с объединениями собственников жилья Олега Вихтюка) заявляет, что уже с 1 января 2005 года каждый дом сможет сам выбрать себе организацию, которая будет его обслуживать. Единственное, что для этого нужно, - создать товарищество собственников жилья (ТСЖ). Если оно не создано или жители сами не выбрали себе поставщика жилищных услуг, его выберут городские власти, проведя соответствующий конкурс. До конца года такие конкурсы пройдут на всей территории города, и как только граждане (или городская власть) выберут соответствующего поставщика услуг, именно на его счет и начнет поступать та квартплата, которую мы вносим.

Что касается нынешних ЖЭС, то они, как уже сказано, преобразуются в ОАО, которые получат половину своего уставного капитала деньгами, а половину - материальными ценностями. В обязанности ОАО войдут управление жилищным фондом, обеспечение его эксплуатации и предоставление коммунальных услуг. Ну а нынешние районные жилищные агентства станут заказчиками соответствующих услуг, будут заниматься расчетами квартплаты, ее начислением и адресным планированием.

Казалось бы, все выглядит просто замечательно. Но дальше начинаются те самые "овраги", про которые обычно забывают, гладко расписывая на бумаге будущие захватывающие перспективы.

Во-первых, как уже заявил г-н Вихтюк, "критерием, но которому будут подбираться компании, станет не стоимость работ, а их качество". Это как прикажете понимать?

Традиционный способ таков: известен перечень жилищных услуг, который должен оказываться (этот перечень 27 сентября утвержден приказом губернатора Валентины Матвиенко), а дальше конкурс проводится по одному параметру: кто из поставщиков готов выполнять услуги по этому перечню за меньшую сумму. Нам же предлагается нечто, разумному объяснению не поддающееся: критерием объявляется качество работы - величина, которую можно оценить только в ее процессе или по ее результатам, но никак не заранее - при проведении конкурса.

Следует ли из этого, что город, проводя конкурс, выберет ту компанию, которая пообещает (только пообещает!) лучшее качество, не обращая внимания на цену, которую она заломит с граждан? Если это так - есть все основания серьезно сомневаться в профессионализме разработчиков реформы ЖКХ.

"Потянулись" к выходу...

Этим, впрочем, сомнения не ограничиваются.

В апреле-мае 2004 года, когда Законодательное собрание принимало закон о повышении цен на обслуживание и текущий ремонт жилого фонда, представители городской администрации говорили, что частные компании не приходят на "жилищный рынок" именно из-за низких тарифов. Стоит поднять тарифы - и все наладится. Процитируем выступление вице-губернатора Олега Виролайнена 14 апреля на заседании ЗакСа: "Меняющиеся тарифы действительно создадут, будем говорить так, предпосылки к рыночным отношениям в сфере жилищно-коммунального хозяйства. И туда потянется малый бизнес. Для этого основания у нас есть, потому что многие организации пробуют силы, уходят, потому что им не справиться, работают они в убыток себе, хватаются за многие виды обслуживания, не тянут, уходят с этого рынка. Сегодня только 15 организаций работают на этом рынке более или менее устойчиво".

Прошло полгода, и в конце сентября, выступая на "Часе правительства" в Законодательном собрании, тот же Олег Виролайнен заявил: нынешней осенью никаких конкурсов на обслуживание жилого фонда проводить не будут. А будут только осенью 2005 года. Почему? "Опасно проводить сейчас открытые конкурсы за право обслуживания жилого фонда, так как только 15 организаций более или менее дееспособны".

Иначе говоря, тарифы подняты, но после этого Виролайнен в сентябре говорит о тех же самых 15 организациях, готовых работать на "жилищном рынке", что и в апреле. Выходит, малый бизнес никуда не "потянулся"? Или нам вскоре заявят, что все дело в том, что тарифы повысили недостаточно?

Скорее всего, впрочем, дело выглядит крайне просто. Частные компании есть, ж) администрация не желает допускать их на этот рынок, предпочитая оставить его в безраздельном монопольном пользовании ОАО, в которые преобразуются нынешние ЖЭС.

В том, что это, скорее всего так, убеждают рассказы "частников", которые говорят: они рады бы участвовать в конкурсах, но Жилищный комитет требует, чтобы на эти конкурсы выставлялись слишком большие "лоты": обслуживание примерно 200 домов. Частники для этого, как правило, не имеют ресурсов. Они охотно взялись бы за обслуживание 20-25 домов, но 200 домов им, как правило, не потянуть.

Между тем 200 домов - это как раз примерно и соответствует территории, обслуживаемой сегодня одной ЖЭС, а завтра - одним ОАО. То есть конкурсы изначально планировалось проводить так, чтобы в них мог принимать участие только один претендент. И таким образом сохранялась бы нынешняя монополия - только в чуть преобразованном виде...

Повторение пройденного?

Сказанное означает: никакой конкуренции на рынке жилищных услуг в 2005 году не будет! В лучшем случае она появится в 2006 году - да и то, если осенью 2005 года Жилищный комитет проведет конкурсы и уменьшит размеры "лотов". А пока мы будем иметь дело с теми же самыми жилищными службами, с той лишь разницей, что они будут называться акционерными обществами. И кстати, способны обанкротиться (со своим-то "могучим" уставным капиталом в 100 тысяч рублей) при первой же ситуации, когда из-за "жилищников" случится мало-мальски серьезная авария или будет серьезно повреждена хоть одна квартира.

Что касается нашей квартплаты, то в 2005 году она, как и в 2004-м, не будет проходить через питерскую казну. Городской бюджет-2005 уже принят в первом чтении, но платежи граждан за жилищные услуги в нем не учтены - ни в доходной, ни в расходной части. А это, между прочим, около 15 миллиардов рублей, которые тратятся без всякого контроля. Соответствующую претензию к бюджету уже сформулировала Контрольно-счетная палата, но пока большинство законодателей и администрация не собираются к ней прислушиваться. Иными словами, мы так и не узнаем, на что идут собранные с нас деньги. Заметим: работники жилищных служб дружно говорят, что после летнего повышения цен их зарплата вовсе не возросла. Интересно, на что же пошли "дополнительные" деньги?

"Через три месяца в каждом районе пройдут первые конкурсы на обслуживание жилых домов. Массовый переход на конкурсный порядок распределения таких подрядов произойдет лишь в следующем году - необходимо тщательно отработать технологию, чтобы она действовала без сбоев. В будущем году будут иметь право выступать заказчиками от имени жильцов и частные компании. Районные жилищные агентства монополистами не будут..."

Нет-нет, это не Олег Вихтюк. И не Олег Виролайнен. И это не 2004-й, а 1997 год. Это председатель КУГИ Герман Греф дает интервью одной из питерских газет, рассказывая о ближайших перспективах жилищно-коммунальной реформы в Петербурге.

Чем закончилась та реформа, мы хорошо помним.

Неужели нас ждет повторение пройденного?

Борис Вишневский




Вернутся в раздел Юридические статьи