Юридические статьи

"Гнилой" лаз На легальный учет можно поставить и краденую машину.



За 10 месяцев в Санкт-Петербурге угнано около 6 тысяч машин, в Москве - более 10 тысяч. Кража автотранспорта процветает и потому, что номерные агрегаты похищенной техники (кузов и двигатель) можно стереть и затем перебить. Автомобиль с измененными криминальным способом номерами нечистоплотные гаишники легализуют за взятки, но на свой страх и риск. Если же у машины номера агрегатов не читаются из-за того, что сгнили, сотрудник МРЭО может поставить машину на учет на вполне законном основании. Это огромный законодательный лаз для коррупции.

Автомобильная "дактилоскопия"

Номера мотора и кузова индивидуальны, как отпечатки пальцев у людей. Только в отличие от отпечатков человеческих пальцев номера могут стереться или сгнить. Недолговечностью, например, страдают номера "Жигулей". У плохого хозяина они могут сгнить от езды по бездорожью или стереться за несколько лет, если их чистить наждачкой перед ежегодным техосмотром. Читаемость номеров двигателя - одно из основных требований инспекторов ДПС при техосмотре. На отечественных машинах старше 10 лет идентифицировать номер мотора практически невозможно. Гаишники, правда, к этому не слишком придираются. Вряд ли кто будет угонять "Самару" лохматого года выпуска.

Но и номера агрегатов новых машин, особенно из южных стран Европы (Италии и Испании), на российских песко-соляных зимних дорогах через 5 лет могут сгнить. Штампуя номер, производитель "Фиата" не задумывается о коррозии - на Апеннинах вредных осадков и смесей практически нет. Слабый рельеф на номерах двигателей - отличительная черта "мерседеса", БМВ и других немецких машин, а у "французов" номер мотора - просто наклейка.

Беспечность западных автозаводов понятна: машины там угоняют на порядок реже, чем в России, и в случае такой неприятности проблему быстро решают страховые компании. В нашей же стране все наоборот: "немцы" - самые популярные у воров автомобили. Незащищенность их номеров от капризов погоды можно использовать в криминальных целях.

Сегодня, если инспектор не может рассмотреть номера или замечает, что они перебиты, он назначает криминалистическую экспертизу. Оперативник становится главной фигурой идентификации. Он может признать номера попросту сгнившими и разрешить постановку автомобиля на учет, а может установить и "насильственное изменение". При этом варианте машину арестовывают и возбуждают уголовное дело. Поле для коррупции - огромное, взятка за "правильную дактилоскопию" начинается от 5 тысяч долларов.

Заместитель начальника федеральной ГАИ Павел Бугаев отметил на совещании региональных руководителей: "На Урале, в Сибири, на Северном Кавказе участились случаи коррозии номеров. Гниют и гниют, в основном на новых "фольксвагенах" и "мерседесах". Когда мы в конце 2004 года сравнили списки угнанных машин и поставленных на учет с новыми номерами агрегатов, совпадение по маркам и моделям оказалось практически полным".

Рентген против вора

С 1997 года действует федеральный закон , запрещающий постановку на учет транспортных средств с сомнительными номерами. Но эта система не работает. Начальник отдела департамента уголовного розыска МВД России Николай Гоготов уверен, что закон буксует из-за недобросовестности многих экспертов в погонах. Они попросту закрывают глаза на криминальное происхождение машины. Господин Гоготов предлагает радикальный способ решения проблемы: "Чтобы отнять у преступников и милиционеров законодательную лазейку, необходимо запретить постановку на учет не только криминальных машин, но и коррозийных, на которых номера агрегатов были заменены по причине нечитаемости". Гоготов уверен, что проще ужесточить законодательство, чем заставить сотрудников при небольших окладах работать честно.

Но против такого радикализма выступают автовладельцы, правозащитники, суды и руководители федеральной ГАИ. Инспектор по закону не имеет права отказать в регистрации машины со сгнившими и неустановленными номерами агрегатов. Покупатель ведь не виноват, что на трехлетних "Жигулях" гниют номера!

К сожалению, недобросовестные милиционеры, которые за крупную взятку признают коррозийными перебитые номера, будут всегда. Необходимо менять не закон, а зарплату. Впрочем, и оклад в 20 тысяч человека с прогнившей совестью вряд ли остановит, когда есть возможность практически без риска "срубить" одной экспертной подписью 100 тысяч.

Сейчас машину с перебитыми номерами чаще всего отпускают за недоказанностью улик. Инспекторы ДПС и эксперты не могут "разглядеть" старые номера и найти прежнего хозяина. Не желают погружаться в дебри и суды, признающие нового владельца добросовестным гражданином, которому просто не повезло с покупкой. А такой вердикт суда обязывает гаишников регистрировать даже сомнительный автомобиль.

"Гнилой" лаз можно перекрыть одним махом, но это стоит денег. Рентгеновские аппараты, которые через любую подделку способны установить родной номер машины, существуют уже 10 лет. Это эффективная, но дорогая техника: один аппарат может стоить от 10 тысяч долларов. По словам заместителя начальника федеральной ГАИ генерала Бугаева, госавтоинспекция рентгены-обличители будет закупать только в индивидуальном порядке и на спонсорские деньги.

Жаль. На хорошее дело, как это часто бывает, в казне денег нет. Впрочем, проблему можно решить силами регионов. Миллион долларов для бюджета такого города, как Санкт-Петербург, сумма не чрезмерная. На эти деньги можно оснастить рентгеновскими аппаратами все государственные пункты технического осмотра. Мастера криминальной перебивки останутся без работы, а целый отряд оборотней в погонах - без кормушки.




Вернутся в раздел Юридические статьи