Борьба петербургских автомобилистов с эвакуаторами вышла на новый виток - как всегда, чуть позже, чем в столице. Прокуратура приняла к сведению обращение двух депутатов ЗакСа - Юрия Гладкова и Аркадия Крамарева - и направила в ГИБДД протест по поводу не самой принудительной эвакуации, но пункта 8 инструкции о том, как эту эвакуацию осуществлять.
В отличие от правительственного постановления номер 759 , регламентирующего борьбу с неправильной парковкой по всей России, "Временная инструкция о порядке реализации меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении - задержании транспортного средства" - продукт местный, и подписывал ее начальник УГИБДД Бугров. Загадочный восьмой пункт этой инструкции звучит вполне мирно: он оговаривает, что инспектор ГИБДД передает автомобиль, водитель которого нарушил правила парковки, в распоряжение водителя эвакуаторной фирмы в момент подписания последним протокола о передаче ТС. Таким образом, если протокол готов, а машина еще стоит, где стояла, водитель все равно не может ее забрать, так как формально она перешла в распоряжение эвакуаторщика. На практике это обернулось тем, что инспекторы запрещали водителям прикасаться к машине, даже если она еще не была погружена на платформу. А это прямо противоречит Административному кодексу и тому же 759-му постановлению, согласно которым применять принудительную эвакуацию можно лишь тогда, когда нет других возможностей убрать машину с дороги.
В письме-протесте прокуратуры говорится, что полномочия инспектора ГИБДД не должны заканчиваться с составлением протокола, что инспектор на любом этапе задержания должен дать водителю возможность забрать свой автомобиль, выписав только штраф за нарушение правил парковки.
Борьба с ГАИ и эвакуаторными фирмами, мешающим жить невоспитанным, но в целом беззлобным автомобилистам, ведется уже второй год и с двух фронтов. С одной стороны выступают рядовые автомобилисты, пытающиеся в суде оспорить действия конкретного инспектора по конкретному факту принудительной эвакуации. С другой стороны не оставляют усилий отдельные городские депутаты, которые еще год назад задались вопросом: а законна ли вообще принудительная эвакуация, и если да, почему в Петербурге действуют такие высокие тарифы: по 2927 рублей за одну легковую машину ? В провинции за это удовольствие взимали по 600 - 800 рублей, в Москве до недавнего времени действовал тариф 1800 рублей. Сейчас в столице все изменилось - принудительная эвакуация стала бесплатной.
По словам вице-спикера петербургского ЗакСа Юрия Гладкова, московской бесплатности добились простые столичные автомобилисты, которые активно судились с дорожной инспекцией - процессов было столько, что мэрия поняла: надо что-то менять. Теперь услуги эвакуаторов оплачивает московский бюджет - правда, возросла стоимость места на самой штрафстоянке.
Петербургская же прокуратура в ответ на депутатский запрос о высоких тарифах на эвакуацию ответила, что "тариф определяется исполнительным органом власти субъекта, поэтому оснований для вмешательства прокуратуры города здесь не имеется". Впрочем, депутат Гладков говорит, что продолжит оспаривать тарифы. А вообще дело не только в них: нужен общий закон, регламентирующий правила задержания автомобилей, так как "759-е постановление" и "Инструкция о порядке реализации" с этой задачей не справляются. По словам Юрия Гладкова, он попросит обратить внимание не только на тарифы, но и на халатное отношение инспекторов к своим обязанностям. "В других городах давно принято фиксировать такие нарушения на схеме или делать фотоснимки, чтобы начальство или судья могли потом разглядеть: да, было нарушение, да, оно создало неудобства другим участникам движения. У нас же в лучшем случае впишут в протокол двоих понятых. А водитель вынужден потом доказывать, что там, где он оставил машину, поток очень редкий, и никакую пробку он своими действиями не создал..."
Отметим, что гражданские дела, в которых истцами выступают владельцы эвакуированных машин, а ответчиками - сотрудники ГАИ, до суда у нас все-таки доходят, но их рассмотрение затягивается из-за саботажа гаишников. Как рассказал "Городу" Олег Козлов, адвокат одного из таких водителей, "наше заседание срывается уже не в первый раз, и теперь принято решение доставить инспекторов приводом. Но мы не теряем надежды все-таки создать прецедент, после чего бороться за свои права станет легче".
Нина Астафьева