Прокуратура проявляет активность в коммунальной сфере. И сегодня очень подходящий момент, чтобы подвести под административную ответственность разгильдяя-начальника какого-нибудь ЖЭСа (или как там они сегодня называются?).Если серьезно: задачей прокуратуры является надзор за соблюдением всех-всех российских законов, каких бы уголков человеческой и государственной жизни они ни касались. В том числе и законов в коммунальной сфере. Как обстоят у нас в городе дела на этом фронте? Ответ на этот вопрос наш корреспондент Наталья Орлова ищет с помощью начальника отдела общего надзора городской прокуратуры Юрия Смирнова.
- Состояние дел в нашем жилищном хозяйстве оставляет желать лучшего, - говорит Юрий Игоревич. - И прокуратура, думается, со своей стороны может способствовать решению некоторых проблем: следить за соблюдением нормативов, за тем, чтобы соответствующие службы и структуры принимали все меры для улучшения ситуации, и за тем, чтобы не нарушались законы.
Если происходит авария, если не выполняются заявки граждан на ремонт или идет недопоставка услуг, то прокуратура может и должна выявить и наказать виновных.
- Разве это можно сделать? Ведь общеизвестно, что положение в ЖКХ называется системным кризисом. То есть все плохо и никто в этом не повинен, кроме природы, погоды, времени и всеобщей бедности...
- Действительно, кризис носит системный характер. Но начинаешь разбираться в каждой конкретной ситуации и видишь, кто и где недоработал. Так что виновный есть всегда. Персонально!
Суть нашей работы не в том, что мы упорно, не видя проблем, хотим заставить "коммунальщиков" сделать то, что они сделать не могут. Нет. Наша задача в другом: сделай все, что должен и что можешь.
К сожалению, оценка состояния жилого фонда почти везде у нас звучит исключительно с эмоциональной точки зрения: мол, половина крыш валится, подвалы затоплены, и так далее. Между тем коммунальные службы и власти обязаны знать абсолютно достоверно: сколько именно кровель нуждаются в ремонте, сколько на это потребуется денег и когда примерно этот ремонт будет произведен. Эта работа должна быть коммунальщиками налажена, в том числе и документально. Этого мы и добиваемся. И еще: соблюдения законодательства и уважения прав граждан.
К примеру, прокурору Адмиралтейского района стало известно, что на подведомственной территории в качестве меры борьбы с должниками днем отключают воду. Последовали меры прокурорского реагирования. Всем организациям, виновным в этом, были направлены предостережения о недопустимости подобного нарушения прав тех граждан, которые аккуратно платят по счетам. В том числе предостережение было объявлено главе администрации Адмиралтейского района, поскольку поступила информация, что отключения были с ним согласованы. Прокурор выступил на заседании районной межведомственной комиссии. Заместитель главы района Горошко заверил, что этого больше не будет.
Летом аналогичные отключения наблюдались в Пушкинском и Фрунзенском районах. И здесь тоже понадобилось вмешательство прокуратуры.
Если предостережение не помогает, приходится возбуждать административное дело . Это дело передается прокуратурой в Жилищную инспекцию, которая выносит постановление о взыскании штрафа с виновного лица.
За этот год прокуратура возбудила больше 80 административных дел по фактам нарушения законодательства в жилищной сфере. 48 должностных лиц привлечены к административной ответственности - оштрафованы.
- Откуда прокуратура получает информацию о недоработках, а то и попросту об отсутствии работы?
- Первое - это жалобы. Но этот источник информации, увы, носит случайный характер. Кто-то обратится в прокуратуру, кто-то нет. Хочу заявить официально: все районные прокуратуры должны принимать заявления граждан, связанные с неудовлетворительным содержанием жилых домов, их состоянием. В районной прокуратуре не должны отказываться от приема таких сигналов. И ссылки на загруженность прокуроров не являются оправданием отказа. Городская прокуратура ориентировала районные органы на это. Если у вас не принимают заявление, обращайтесь в городскую прокуратуру, и наши районные сотрудники будут наказаны.
- Есть ли смысл в такой работе? Ведь как ни наказывай работника прокуратуры или жилищной конторы, они все равно не смогут капитально отремонтировать дома на своей территории?
- Как правило, граждане тоже прекрасно ориентируются, где реальность, где фантазия. И ни о чем невозможном не пишут. Речь в заявлениях идет о явных недостатках в текущем обслуживании домов, а не о желательном капитальном ремонте.
Естественно, одними только мерами прокурорского реагирования бедам ЖКХ помочь невозможно. Но если не делать вообще ничего, то и будет... ничего. К тому же мера материальной ответственности - все же неплохое дело: стимулирует.
Кроме того, информация об административном наказании руководителя коммунальной службы становится известна властям - городским и районным. А это уже повод задуматься о соответствии человека занимаемой должности. Во многих случаях именно прокуратура является инициатором проведения комплексных проверок, в результате которых могут производиться кадровые перестановки.
- Значит, в прокуратуру можно идти с любой жалобой: на протечки и дурную уборку, на постоянно горящую помойку и неработающий лифт, на хамство "жилищников" и отсутствие радиаторов на лестничных клетках?..
- Да. И вы вправе ожидать ответа из прокуратуры. Во всяком случае наш сотрудник обязан будет разобраться: кто и насколько виновен.
Кроме частных жалоб от граждан прокуратура получает информацию о состоянии дел в ЖКХ, проводя целевые проверки.
Пример. Прокуратура и Жилищная инспекция проверили состояние части Центрального района между Литейным проспектом, улицами Пестеля, Моховой и Невским. По большинству адресов - неисправности в системе отопления, неудовлетворительное состояние лестничных клеток, отсутствие батарей в парадных, даже были затопленные подвалы.
В результате против начальников участков "Жилкомсервиса", Центрального района Гриценко и Цветковой возбуждены административные дела.
- Ну возбудили в отношении Гриценко и Цветковой дела... А что дальше? Они же все равно не исправят прохудившуюся систему отопления. Сошлются на отсутствие денег, кадров, адресных программ и прочих необходимых вещей. Как вы считаете, что они должны сделать?
- Принять надлежащие меры, которые начальники участков и должны принимать, чтобы привести свою территорию в порядок.
- А как?
- Так, как они и призваны этим заниматься: есть деньги - ремонтировать; нет денег - подавать соответствующие заявки и добиваться выделения средств; информировать граждан о своих усилиях и возможных сроках ремонта.
Впрочем, если говорить о конкретном микрорайоне, который был проверен городской прокуратурой, то все здесь не так прозаично. Есть информация, что недавно уже выделялись средства на ремонт в этом микрорайоне. При проверке следов ремонта мы не обнаружили. Сейчас выясняем: был ремонт или нет. Если был, то кто и как контролировал качество? Если нет, то куда делись деньги?
- Вопрос о том, куда делись деньги, выводит нас прямиком к Уголовному кодексу?
- Некоторые признаки уголовного преступления, действительно, налицо. Контроль за расходованием бюджетных средств - наша прямая задача. Вскрывать подобные случаи в коммунальной сфере - одно из направлений этой деятельности.
Могу привести один из последних примеров. Исход пока не ясен. Да и само дело - туман. Речь о доме N 41 по улице Профессора Попова. В районную прокуратуру поступила жалоба, что из-за долгого отсутствия ремонта кровли в доме начались протечки. Прокуратура проверила жалобу, и вскрылось, что и ремонт был запланирован, и средства были в бюджете. Сейчас идет выяснение: куда делись деньги.
А в августе было возбуждено уголовное дело в отношении заместителя генерального директора ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга" В. А. Селиверстова. Он контролировал ход работ по реконструкции тепловых сетей в Адмиралтейском районе и подписал акты и справки о выполнении, зная, что никакого выполнения не было.
- Похоже, средства уплывают неизвестно куда?
- Нарушений финансового характера немало. Но, должен сказать, в большинстве случаев о хищении речь не идет, нарушаются правила расходования, предписанные Бюджетным кодексом. Самое распространенное - стремление уклониться от проведения конкурсов. Кодекс велит заключать договор на выполнение работ на сумму большую, чем 200 тысяч рублей, только по конкурсу. Касается это и работ в ЖКХ, но... Участились случаи искусственного деления этой суммы. Скажем, 200 тысяч делится на два договора по 100. И вот уже можно конкурс не проводить. А это может означать целый букет особенностей, начиная от неэкономного расходования бюджетных денег и заканчивая передачей подряда "своей" компании за вознаграждение.
Такое вот искусственное деление заказа в августе обнаружено прокуратурой в Жилищном агентстве Приморского района, в Петродворцовом и других районах. Представления направлены в Жилищный комитет.
Нарушений хватает, даже если конкурсы и проводятся. Часто участники конкурса остаются в неведении, кто же победил. Это нарушение. Заключение государственных контрактов должно проводиться в условиях полной прозрачности действий властей. В этом нарушении было уличено Жилищное агентство Василеостровского района.
Иные руководители прощают недобросовестным исполнителям государственных контрактов нарушения условий. На полтора месяца задержало ООО "Стройсервис" ремонт крыши дома N 3 по улице Решетникова. И никаких штрафных санкций Жилищное агентство Московского района фирме не предъявило.
- Юрий Игоревич, а каких нарушений, по вашим наблюдениям, в ЖКХ больше: тех, которые выходят на уголовную ответственность, или все же административных?
- Конечно, больше нарушений, ведущих к административной ответственности. Проще говоря - халатности, недоработок, наплевательского отношения. Дверь в парадное месяцами на одной петле висит - и пусть висит. Половина стекол на лестничных площадках отсутствует - и ладно. Крыльцо развалилось - не заметим.
Причем любая недоработка оправдывается большими финансовыми проблемами в жилищной сфере. И сами "коммунальщики" об этих проблемах постоянно говорят, изо всех сил пропагандируя эту точку зрения. Конечно, денег на ремонт недостает, но текущее обслуживание должно быть на высоте. Ведь все мы за него платим немалые деньги.
Что касается дополнительных денег, необходимых на ремонтные работы, то расчеты потребности призвана производить все же не прокуратура, а городская администрация, чтобы знать, в каком объеме закладывать средства в городской бюджет . И как раз на днях направлено письмо губернатору за подписью прокурора города. В письме поставлены основные вопросы, которые связаны с ненадлежащей работой городской администрации в жилищно-коммунальной сфере. Прокуратура информирует губернатора, каковы основные нарушения, с чем они связаны. Раскрывается в письме и проблема бюджетного финансирования. Мы вправе ожидать, что замечания прокуратуры будут учтены при составлении бюджета на следующий год.
- Считается ли противозаконным наличие долгов за коммунальные услуги?
- Безусловно. Правда, это не столько нарушение закона, сколько нарушение договорных обязательств, которые берет на себя гражданин, получив жилье по договору найма. К сожалению, администрация, которая должна и имеет право по суду взыскивать долги, не слишком активно этим занимается.
С начала года районными прокуратурами возбуждено более 800 исков к должникам. До выселения за неуплату доведено лишь одно дело. Как правило, речь идет о взыскании денег. В том числе и за счет имущества должников. Квартира - это то имущество, на которое взыскание будет направляться в последнюю очередь. Как крайняя мера.
- В некоторых субъектах Российской Федерации власти придумали иной способ взыскивать долги: их продают разнообразным фирмам и структурам, которые знают, как их взимать, не взирая на "социальную значимость вопроса". Действуют жестко. И, естественно, в первую очередь их интересуют именно квартиры - недвижимость. Как вы можете оценить эти события с точки зрения нынешнего российского законодательства?
- Поразмышляем. Между гражданином и администрацией заключен договор найма жилого помещения. По Гражданскому кодексу - гражданско-правовой договор. А Гражданский кодекс предусматривает возможность так называемой уступки права требования. А договор уступки может быть заключен и на возмездной основе. Проще говоря - продан.
То есть продажа долгов - вполне в русле Гражданского кодекса. И если найдется организация, которая в состоянии взыскать через суд коммунальные долги, наверное, это может решить проблему. Хотя и вызовет серьезное недовольство. Действительно: представьте, что какое-то частное лицо "выколачивает" долги, несмотря ни на что.
Скажу сразу: в Петербурге этого нет и, насколько можно судить, не предвидится.
- В последнее время популярными стали другие меры работы с должниками. Достаточно часто можно видеть на парадных угрожающие объявления: мол, не оплатите, отключим воду, электричество...
- Воду отключать нельзя. Тем более что отключить ее можно только всему дому, а не одному только неплательщику. Вначале я уже приводил примеры, когда потребовалось вмешательство прокуратуры, чтобы прекратить отключения в Адмиралтейском, Фрунзенском и Пушкинском районах. Так что коммунальные службы прекрасно знают, что отключения незаконны и будут пресечены. Скорее всего, подобные объявления - это лишь желание припугнуть. До тех пор пока в доме (не важно, какой у него статус: ЖСК, ТСЖ или городская собственность) есть хоть один добросовестный плательщик, отключать что-либо противозаконно.
Правда, законодательство в жилищно-коммунальной сфере меняется достаточно интенсивно. Сейчас федеральным правительством издано очень много постановлений, которые все большее количество прав жителей увязывают с оплатой. Это общая тенденция развития законодательной базы. Раньше во всех без исключения случаях гражданин мог требовать замены или ремонта какого-либо оборудования в своей квартире. Теперь нет! Список действий, которые "коммунальщики" должны производить в квартирах бесплатно, то есть в рамках квартплаты, постоянно сокращается. И прокуратура, рассматривая жалобы граждан, должна учитывать и это обстоятельство.
Наталья Орлова