Энергетические напитки рекламируют секс и наркотики
В Питере появились два новых алкогольно-энергетических напитка с весьма провокационными названиями "DOZA" и "TRAX". В англорусском трехтомном словаре обнаружить два вышеупомянутых слова не удалось. Вывод напрашивается сам собой. Писать по-русски "ДОЗА" и "ТРАХ" наши рекламисты пока еще стесняются, а поиграть на разжигании низменных инстинктов в подростках им очень хочется. Поэтому и написали не по-русски.
"Смена" уже предупреждала об опасности неконтролируемого распространения энергетических напитков (см. номер от 10 марта). Но ситуация с ними в городе только усугубляется. Поэтому мы решили вернуться к этой острой теме. О рекламе алкогольных "энергетиков" и вреде, который они наносят обществу, рассказывает главный нарколог Северо-Запада Сергей ТИХОМИРОВ.
Убойный эффект
- Название "слабоалкогольные" - это от лукавого, - считает Сергей Тихомиров. - Правильнее было бы называть эти напитки низкоградусными. Ведь алкоголь всегда сильный. Курение, спиртное, наркотики - это определенные социальные барьеры. И каждый следующий берется легче, чем предыдущий. Производители же так называемых слабоалкогольных напитков сделали все, чтобы облегчить преодоление барьеров подростками. Они специально выпускают низкоградусные напитки, чтобы была возможность их широкой продажи и рекламирования. Эти напитки содержат ароматизаторы, отбивающие вкус алкоголя. Они газированные, за счет чего быстрее впитываются, и сладкие - поэтому хуже выводятся. То есть сделано все, что облегчает для "начинающего" употребление алкоголя и дает как можно более быстрый и стойкий опьяняющий эффект. Если же такой напиток еще и энергетический, то есть содержит психостимуляторы, то мы получаем новый, поистине "убойный", эффект. "Перебравший" человек не засыпает под кустом, а благодаря возбуждающему действию "энергетика" идет буянить.
Опиум для народа
- Понятно, что, продвигая свой товар, рекламодатель ставит задачу сделать его образ привлекательным. Отсюда - использование притягательной для людей темы секса. Печально, что в последнее время рекламщики вовсю эксплуатируют и наркотическую тему. Такое впечатление, что именно поставщики наркотиков заказывают соответствующую рекламу, ведь им тоже нужно создавать привлекательный образ своего товара. На рынке есть уже духи и презервативы "Опиум", одежда и аксессуары с изображением конопли, пиво с коноплей, напиток "Доза" и так далее. С одной стороны, все это можно считать пропагандой наркотиков, с другой - это показатель того, насколько наркотики вошли в нашу культуру. Я не хочу сказать, что они сегодня воспринимаются как норма жизни, но уже - как ее привычный компонент. Говорить о влиянии рекламы на общественное сознание можно долго. Приведу лишь один пример. Опыты показали, что если человек не пробовал алкоголь и не знает, что это такое, то, употребив его, он через некоторое время станет вялым и уснет. Если же ему предварительно долго и красиво рассказывать, что от этого напитка он станет веселым, захочет петь-танцевать, то он и будет петь-танцевать.
Закон что дышло
- У нас есть закон, запрещающий пропаганду наркотиков, но доказать, что слово "доза" - это именно пропаганда, вряд ли удастся. Само по себе оно ничего "такого" не обозначает, но в современной молодежной среде напрямую соотносится с наркотиками. На это производители напитков и делают ставку. Когда в городе появилась реклама пылесосов, содержащая глагол "сосу", общественность возмутилась. И слово из рекламы исчезло. Ведь тоже обычное вроде бы слово, но всем же ясен сексуальный смысл, вложенный в эту рекламу. Примерно то же самое можно сказать о "трахе" и "дозе".
Замечу, что вообще реклама "слабоалкогольных" напитков в большинстве случаев нарушает законодательство. Статья 16 Федерального закона "О рекламе" гласит: "Реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий, распространяемая любыми способами не должна создавать впечатления, что употребление алкоголя или курение имеют важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния; обращаться непосредственно к несовершеннолетним, а также использовать высказывания или участие лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних и лиц в возрасте до 21 года".
Все эти положения у нас нарушаются ежедневно и многократно. Я уверен: если бы закон о рекламе, как и многие другие наши правильные и нужные законы, строго выполнялся, ситуация была бы совершенно иной. По крайней мере, новые напитки не получали бы столь провокационные названия. Реклама не "зомбировала" бы круглосуточно молодежь с телеэкранов. А родители испуганно не вздрагивали бы, слушая, как их чада обсуждают, что предпочесть сегодня вечером: трах или дозу.
Светлана Дмитриева