Статьи бухгалтеру

На балансе организации имеется торговый павильон, который после повреждения признан непригодным к восстановлению и демонтирован. Стоимость работ по демонтажу составила 2000 руб. (в том числе НДС). Рыночная стоимость материалов, оставшихся после демонтажа, - 10 000 руб. Каким образом отразить в учете досрочное списание основного средства и оприходовать материалы, оставшиеся после демонтажа?..




На балансе организации имеется торговый павильон первоначальной стоимостью 20 000 руб., срок полезного использования которого установлен равным 61 месяц, ежемесячная сумма начисленной амортизации - 327,87 руб. как для целей бухгалтерского, так и налогового учета. Данный павильон эксплуатировался 12 месяцев до его повреждения, после чего по заключению комиссии был признан непригодным к восстановлению и демонтирован. Стоимость работ по демонтажу, произведенному сторонней организацией, составила 2000 руб. (в том числе НДС 305 руб.). Рыночная стоимость материалов, оставшихся после демонтажа, составила 10 000 руб. Данные материалы предназначены для использования в деятельности, подлежащей налогообложению НДС. Каким образом отразить в учете досрочное списание основного средства и оприходовать материалы, оставшиеся после демонтажа?
Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах (ОС) организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
В соответствии с п. 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта ОС, который выбывает или не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Выбытие объекта ОС имеет место, в частности, в случае списания объекта в связи с повреждением или физическим износом.
Для учета выбытия объектов ОС в бухгалтерском учете к счету 01 "Основные средства" может открываться субсчет "Выбытие основных средств". В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации, учтенная на счете 02 "Амортизация основных средств". По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта ОС списывается со счета 01 в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Порядок учета материальных ценностей, полученных в результате списания (в том числе при демонтаже) объектов ОС, установлен п. 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, а также п. 79 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания), в соответствии с которыми материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию ОС, приходуются по текущей рыночной стоимости на дату списания по дебету счета учета материалов в корреспонденции с кредитом счета учета прибылей и убытков в качестве операционных доходов. Оценка может быть проведена на основе данных по аналогичным материалам, реализуемым в регионе, - прайс-листов и т.д.
Такие поступления в целях бухгалтерского учета на основании п. 31 ПБУ 6/01, а также п. 86 Методических указаний являются операционными доходами, которые подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации в том отчетном периоде, к которому они относятся.
Стоимость материальных ценностей, полученных от выбытия ОС, отражается по дебету счета 10 "Материалы", субсчет 10-6 "Прочие материалы", и кредиту счета 91, субсчет 91-1 "Прочие доходы" (Инструкция по применению Плана счетов).
Расходы, связанные с выбытием объекта ОС, учитываются по дебету счета прибылей и убытков в качестве операционных расходов в том отчетном периоде, к которому они относятся (п. 31 ПБУ 6/01; п. 84 Методических указаний) .
Расходы по демонтажу ОС, произведенные сторонней организацией, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 91, субсчет 91-2, в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Сумма НДС, предъявленная за выполненные работы, отражается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в корреспонденции с кредитом счета 60 (Инструкция по применению Плана счетов).
Уплаченную сумму НДС организация имеет право принять к вычету при наличии счета-фактуры и документов, подтверждающих фактическую уплату НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ). Принятая к вычету сумма НДС отражается по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" в корреспонденции с кредитом счета 19.
Для целей налогообложения прибыли расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации ОС, включая расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества, охрану недр и другие аналогичные работы являются внереализационными расходами (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).
При этом стоимость материалов, полученных при разборке ОС, признается для целей налогообложения прибыли внереализационным доходом (п. 13 ст. 250 НК РФ) и оценивается организацией самостоятельно; оценка может быть проведена на основе данных по аналогичным материалам, реализуемым в регионе, - прайс-листов и т.д.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам также относятся суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации.
В приведенной ниже таблице отражения в учете хозяйственных операций использованы следующие наименования субсчетов, открытых к балансовому счету 01:
01-1 "Основные средства в эксплуатации",
01-2 "Выбытие основных средств".
--------------------------T------T------T-------T----------------¬
¦ Содержание операций ¦Дебет ¦Кредит¦ Сумма,¦ Первичный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦ документ ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Акт о списании ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ объекта ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средств, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Инвентарная ¦
¦Списана первоначальная ¦ ¦ ¦ ¦ карточка учета ¦
¦стоимость демонтируемого ¦ ¦ ¦ ¦ объекта ¦
¦ОС ¦ 01-2 ¦ 01-1 ¦ 20 000¦основных средств¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Акт о списании ¦
¦Списана сумма начисленной¦ ¦ ¦ ¦ объекта ¦
¦амортизации (327,87 х 12)¦ 02 ¦ 01-2 ¦ 3 934¦основных средств¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Акт приемки- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сдачи ¦
¦Отражена стоимость работ ¦ ¦ ¦ ¦ выполненных ¦
¦по демонтажу (2000 - 305)¦ 91-2 ¦ 60 ¦ 1 695¦ работ ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Отражена сумма НДС по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦выполненным работам ¦ 19 ¦ 60 ¦ 305¦ Счет-фактура ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Списана остаточная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦стоимость ¦ ¦ ¦ ¦ Акт о списании ¦
¦демонтированного ОС ¦ ¦ ¦ ¦ объекта ¦
¦(20 000 - 3934) ¦ 91-2 ¦ 01-2 ¦ 16 066¦основных средств¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Акт о списании ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ объекта ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средств, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Акт об ¦
¦Оприходованы материалы, ¦ ¦ ¦ ¦ оприходовании ¦
¦полученные после ¦ ¦ ¦ ¦ материальных ¦
¦демонтажа павильона ¦ 10-6 ¦ 91-1 ¦ 10 000¦ ценностей ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Произведена оплата за ¦ ¦ ¦ ¦Выписка банка по¦
¦работы по демонтажу ¦ 60 ¦ 51 ¦ 2 000¦расчетному счету¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Принят к вычету НДС по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оплаченным работам ¦ 68 ¦ 19 ¦ 305¦ Счет-фактура ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Заключительными оборотами¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦месяца списано сальдо ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦прочих доходов и расходов¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(без учета других ¦ ¦ ¦ ¦ Бухгалтерская ¦
¦хозяйственных операций) ¦ 99 ¦ 91-9 ¦ 7 761¦ справка-расчет ¦
L-------------------------+------+------+-------+-----------------
И.С.Дронова
Консалтинговая группа "Аюдар"
24.10.2005




Вернутся в раздел Статьи бухгалтеру