Статьи бухгалтеру

Общественная организация, ведущая предпринимательскую деятельность, за счет средств, полученных от этой деятельности, приобрела и оплатила принтер стоимостью 8260 руб., в том числе НДС 1260 руб. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете затраты на приобретение принтера, если он используется для осуществления организацией уставной деятельности, не являющейся предпринимательской?




Общественная организация, ведущая предпринимательскую деятельность, за счет средств, полученных от этой деятельности, приобрела и оплатила принтер стоимостью 8260 руб., в том числе НДС 1260 руб. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете затраты на приобретение принтера, если он используется для осуществления организацией уставной деятельности, не являющейся предпринимательской?
Общественная организация (объединение) - это некоммерческая организация <*>, образовавшаяся в результате добровольного объединения в установленном законом порядке граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность <**>, соответствующую целям, для достижения которых они созданы (п. 1 ст. 6, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Приобретенный некоммерческой организацией принтер, используемый для ведения ее уставной деятельности, принимается к бухгалтерскому учету в состав основных средств организации по первоначальной стоимости (Письмо Минфина России от 28.03.2005 N 07-05-06/89, п. п. 4, 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (п. 8 ПБУ 6/01).
Суммы НДС, уплаченные поставщику при приобретении принтера, используемого при осуществлении организацией деятельности, не являющейся предпринимательской (т.е. деятельности, не облагаемой НДС), вычетам не подлежат, поскольку не выполняются условия, установленные пп. 1 п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ).
В бухгалтерском учете не подлежащая вычету сумма НДС (невозмещаемый налог) включается в первоначальную стоимость приобретенного принтера (п. 8 ПБУ 6/01).
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01 (п. 17 ПБУ 6/01).
Согласно абз. 2 п. 17 ПБУ 6/01, а также п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на отдельном забалансовом счете производится начисление износа в конце отчетного года исходя из установленного организацией срока их полезного использования.
В то же время согласно п. 18 ПБУ 6/01 объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.
Формально данная норма ПБУ 6/01 не содержит ограничений для основных средств некоммерческих организаций. Аналогичная точка зрения изложена в Письме Минфина России от 27.09.2005 N 07-05-06/261.
Следовательно, в данном случае некоммерческая организация вправе воспользоваться указанной нормой и полностью списать в бухгалтерском учете стоимость введенного в эксплуатацию принтера со счета 01 "Основные средства" на затраты по уставной деятельности (не являющейся предпринимательской), например, в дебет счета 20 "Основное производство" или счета 26 "Общехозяйственные расходы", при условии, что такое списание предусмотрено учетной политикой организации (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Письме Минфина России от 31.07.2003 N 16-00-14/243, в бухгалтерском учете получаемые некоммерческой организацией доходы от предпринимательской деятельности (после их налогообложения в соответствии с налоговым законодательством), которые являются источником осуществления уставной деятельности некоммерческой организации и формирования ее имущества, отражаются в бухгалтерском учете на счете 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции с дебетом счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
В приведенной ниже таблице отражения в учете хозяйственных операций для обособленного учета на счете 86 источников осуществления деятельности организации, полученных от предпринимательской деятельности, используется субсчет 86-2 "Прибыль от предпринимательской деятельности".
Согласно Инструкции по применению Плана счетов направление средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации отражается по дебету счета 86 (в данном случае субсчет 86-2) в корреспонденции со счетами: 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы".
В целях налогообложения прибыли имущество, первоначальная стоимость которого не превышает 10 000 руб., не признается амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Расходы налогоплательщика на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций единовременно в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию в составе материальных расходов (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ), при условии соответствия расходов на приобретение данного имущества критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.
Однако в данном случае приобретенный принтер организация не использует при осуществлении предпринимательской деятельности, то есть в деятельности, направленной на получение дохода. Следовательно, организация не может учесть данные расходы в целях налогообложения прибыли, поскольку не выполняется условие, установленное абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ.
В то же время, поскольку в бухгалтерском учете понесенные организацией расходы виде списанной стоимости принтера также не формируют финансовый результат организации (бухгалтерскую прибыль), а покрываются за счет средств целевого финансирования, у организации в рассматриваемом случае не возникает разницы между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью.
--------------------------T------T------T-------T----------------¬
¦ Содержание операций ¦Дебет ¦Кредит¦ Сумма,¦ Первичный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦ документ ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Произведена оплата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦поставщику приобретаемого¦ ¦ ¦ ¦Выписка банка по¦
¦принтера ¦ 60 ¦ 51 ¦ 8 260¦расчетному счету¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Оприходован ¦ ¦ ¦ ¦ Отгрузочные ¦
¦приобретенный принтер ¦ ¦ ¦ ¦ документы ¦
¦(8260 - 1260) ¦ 08 ¦ 60 ¦ 7 000¦ поставщика ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Отражена сумма НДС, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предъявленная поставщиком¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦принтера ¦ 19 ¦ 60 ¦ 1 260¦ Счет-фактура ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Сумма НДС, предъявленная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦поставщиком принтера, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦отнесена на увеличение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦его первоначальной ¦ ¦ ¦ ¦ Бухгалтерская ¦
¦стоимости ¦ 08 ¦ 19 ¦ 1 260¦ справка ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Акт о приеме- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦передаче объекта¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средств, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Инвентарная ¦
¦Приобретенный принтер ¦ ¦ ¦ ¦ карточка учета ¦
¦принят на учет в состав ¦ ¦ ¦ ¦ объекта ¦
¦основных средств ¦ 01 ¦ 08 ¦ 8 260¦основных средств¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Списана стоимость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦принтера, переданного в ¦ 20 ¦ ¦ ¦ Бухгалтерская ¦
¦эксплуатацию ¦ (26) ¦ 01 ¦ 8 260¦ справка ¦
+-------------------------+------+------+-------+----------------+
¦Отражено использование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средств целевого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦финансирования на ¦ ¦ 20 ¦ ¦ Бухгалтерская ¦
¦покрытие текущих расходов¦ 86-2 ¦ (26) ¦ 8 260¦ справка ¦
L-------------------------+------+------+-------+-----------------
--------------------------------
<*> Некоммерческая организация - это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
<**> Предпринимательской деятельностью некоммерческой организации признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
Ю.С.Орлова
Консультационно-аналитический
центр по бухгалтерскому учету
и налогообложению
18.11.2005




Вернутся в раздел Статьи бухгалтеру