Финансовые консультации

Согласно ст. ст. 16, 126 ТК РФ, ст. 801 ГК РФ и ст. 1 Закона "О транспортно-экспедиционной деятельности", а также положениям ГОСТ Р 51133-98 "Экспедиторские услуги на ж/д транспорте" экспедитор относится к лицам, имеющим право декларировать товары, находящиеся под таможенным контролем. Правомерна ли позиция ФТС России в части оценки возможности декларировать товары, а также издание указанного Письма?



Следует отметить, что при толковании положений ст. 16 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) не учтена норма, установленная п. 2 данной статьи, которая допускает совершение таможенных операций для выпуска товаров лицом, имеющим право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации, а также иными лицами, выступающими в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и (или) с ТК РФ для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем, только в случае, если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом.
Если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров возложена только на российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена.
Следовательно, как общее правило, таможенное законодательство Российской Федерации возлагает публично-правовые обязанности по совершению таможенных операций на российское лицо, которое является стороной во внешнеэкономической сделке любого рода (купля-продажа, дарение и т.д.). Пункт 2 ст. 16 ТК РФ особо оговаривает те случаи, когда перемещение товаров осуществляется вне рамок внешнеэкономических сделок. Например, к таким случаям можно отнести передачу имущества от иностранной фирмы ее представительству, расположенному на территории Российской Федерации; ввоз иностранным физическим лицом личных вещей для использования на территории Российской Федерации; ввоз строительного оборудования иностранной фирмой в рамках договора на выполнение работ или оказание услуг в области строительства на территории Российской Федерации.
Кроме того, п. 2 ст. 16 ТК РФ также подразумевает случаи, когда внешнеэкономическая сделка существует, но российское лицо в ней не участвует (сделка между иностранными лицами). Под внешнеэкономической сделкой в смысле ст. 16 ТК РФ следует понимать такую сделку, где сторонами являются лица, одно из которых находится на территории Российской Федерации, а другое - за ее пределами вне зависимости от национальной принадлежности этих лиц. Если стороной этой сделки является российское лицо, тогда обязанности по совершению таможенных операций лежат на этом лице (п. 1 ст. 16 ТК РФ). Во всех иных случаях (отсутствие сделки либо сделка без участия российского лица) применяется п. 2 названной статьи.
По вопросу соотношения норм таможенного и гражданского законодательства отмечаем следующее.
Таможенное и гражданское законодательство относятся к различным отраслям права. Гражданское законодательство основано на принципах автономии воли участников правоотношений, свободы договора, равенства сторон. Для таможенного законодательства характерен императивный метод регулирования, построенный на властном подчинении одной стороны другой. Необходимость властного регулирования таможенных правоотношений диктуется самой сущностью таможенного дела, которая, в том числе изначально, предполагает наличие определенных ограничений в отношении пользования, владения и распоряжения имуществом, но устанавливаемых не произвольно, а в связи с предоставляемыми доступом на рынок, налоговыми льготами и т.д.
Исходя из этого, законодатель предусмотрел неприменение гражданского законодательства к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, принципы и нормы гражданского законодательства в таможенном деле используются только в случаях и пределах, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.
Следует также отметить, что некорректно говорить о наличии норм гражданского законодательства в ТК РФ по следующим основаниям. Согласно положениям п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданское законодательство состоит только из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в п. п. 1, 2 ст. 2 ГК РФ, а именно: по определению правового положения участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием.
ТК РФ принят не в соответствии с ГК РФ и регулирует правоотношения в области таможенного дела, определенные в п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 3 ТК РФ. ТК РФ, определяя круг лиц, которые вправе выступать в качестве декларанта, устанавливает бланкетные нормы, отсылающие к соответствующим нормам гражданского законодательства Российской Федерации.
Положениями ст. 801 ГК РФ и ст. 1 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон) действительно установлены общие полномочия по выполнению таможенных формальностей. При этом следует учитывать и следующие нормы, установленные указанными актами законодательства. Так, согласно положениям п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Одновременно п. 3 указанной статьи ГК РФ установлено, что условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Пунктом 1 ст. 4 Закона установлено, что экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. Вместе с тем исходя из положений п. 4 ст. 3 и п. 1 ст. 5 Закона документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля, представляются клиентом экспедитору, и экспедитор не приступает к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. На основании изложенного экспедитор ограничен в своей деятельности условиями договора транспортной экспедиции и не может самостоятельно определять юридическую судьбу товара, услуги по перевозке которого он предоставляет.
Порядок декларирования товаров устанавливается только ТК РФ. Таким образом, положения разд. 4 Государственного стандарта РФ "Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте. Общие требования. ГОСТ Р 51133-98", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 23.01.1998 N 14, а также договора транспортной экспедиции в части, устанавливающей правомочия экспедитора выполнять таможенные формальности, подлежат применению только в соответствии с нормами таможенного законодательства Российской Федерации. Учитывая положения пп. 17 п. 1 ст. 11, ст. ст. 139, 143, 144 ТК РФ, экспедитор может быть уполномочен совершать указанные таможенные операции для выпуска товаров только при условии включения его в реестр таможенных брокеров (представителей).
Кроме того, экспедитор вправе участвовать в производстве таможенного оформления при помещении товаров под таможенные процедуры и таможенные режимы, непосредственно связанные с перевозкой товаров. В частности, в соответствии с п. 2 ст. 80 и п. 1 ст. 169 ТК РФ экспедитор вправе получать разрешение на внутренний и международный таможенный транзит.
По вопросу издания ФТС России Письма от 31.08.2004 N 01-06/192 "О декларанте товаров" следует учитывать следующее.
В соответствии со ст. 1 ТК РФ и п. 5.3 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 N 429, ФТС России осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства Российской Федерации. В связи с изложенным Письмо от 31.08.2004 N 01-06/192 "О декларанте товаров" издано ФТС России в пределах ее компетенции.
Е.А.Рязанова
Федеральная таможенная
служба
16.12.2005
Письмо от 31.08.2004 N 01-06/192




Вернутся в раздел Финансовые консультации