Финансовые консультации

Организация имеет в различных регионах РФ региональных представителей, с которыми заключены трудовые договоры. Своих офисов в регионах организация не имеет. Региональные представители посещают головной офис организации для отчета о своей работе и получения инструкций. Являются ли эти поездки служебными командировками? Можно ли затраты, связанные с этими поездками, учитывать при исчислении прибыли как командировочные расходы?



В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ каждый работник, работающий по трудовому договору, имеет право на рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором.
Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).
При этом каких-либо исключений для трудовых договоров, заключаемых с иногородними работниками, ТК РФ не содержит.
К сожалению, из текста вопроса остается не понятным, каким образом соответствующие требования трудового законодательства организация соблюдает по отношению к работникам - региональным представителям.
Согласно ст. 57 ТК РФ одним из существенных условий трудового договора является место работы (с указанием структурного подразделения).
Если в рассматриваемой ситуации местом постоянной работы региональных представителей определено место их постоянного проживания, то организации необходимо учитывать следующее.
Согласно ст. 166 ТК РФ служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Поездка работника с постоянного места работы в головной офис для представления отчета о проделанной работе и получения тех или иных указаний, по нашему мнению, соответствует вышеприведенному определению служебной командировки. Данный вывод подтверждается и судебной практикой (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2003 N А56-5636/03).
Следовательно, расходы, понесенные работниками - региональными представителями в связи с посещением головного офиса, подлежат возмещению работодателем (ст. ст. 167, 168 ТК РФ) и могут учитываться при налогообложении прибыли в составе расходов на командировки (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Напомним, однако, что для этого должны соблюдаться критерии расходов, установленные п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ.
Если в качестве постоянного места работы региональных представителей определено место нахождения головной организации, то рассматриваемые расходы, по нашему мнению, также можно учесть в составе расходов на служебные командировки с учетом некоторых особенностей.
Так, применительно к вопросу о порядке оформления командировок действует Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР" (далее - Инструкция), которая применяется в части, не противоречащей ТК РФ (ст. 423 ТК РФ).
В соответствии с п. 15 Инструкции при командировках в такую местность, откуда командированный имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные (надбавки взамен суточных) не выплачиваются.
Следовательно, если в течение срока командировки командированный работник по окончании рабочего дня возвращается домой, то в такой ситуации ему возмещаются только расходы на проезд.
Таким образом, оформление деятельности региональных представителей как служебной командировки в рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, не противоречит действующему законодательству РФ.
В заключение обращаем внимание на то, что при оформлении командировки следует учитывать, что ее продолжительность не должна превышать 40 дней (п. 4 Инструкции).
А.В.Бутрим
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
11.01.2006




Вернутся в раздел Финансовые консультации