Финансовые консультации

Наша организация занимается производством и распространением наружной рекламы. В 2004 г. мы применяли УСН. Обязанность перехода на ЕНВД по данному виду деятельности создает для нас менее благоприятные условия налогообложения. Вправе ли мы не переходить на ЕНВД?



В соответствии со ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Указанное положение Конституции РФ было реализовано также в Налоговом кодексе РФ. Так, п. 2 ст. 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Придание нормативному правовому акту обратной силы означает фактическое распространение его действия на правоотношения, возникшие до вступления этого акта в силу.
По общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (п. 1 ст. 5 НК РФ).
Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ внесены изменения в гл. 26.3 НК РФ, согласно которым, в частности, перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде ЕНВД (п. 2 ст. 346.26 НК РФ), дополнен таким видом предпринимательской деятельности, как распространение и (или) размещение наружной рекламы (пп. "б" п. 5 ст. 2 Федерального закона N 95-ФЗ).
Указанный Федеральный закон был опубликован в "Российской газете", N 164, 03.08.2004, соответственно, он мог бы вступить в силу с 01.10.2004 (поскольку налоговый период по ЕНВД составляет квартал). Однако ст. 7 данного Федерального закона установлено, что указанные изменения вступают в силу с 01.01.2005. Иными словами, применение специального режима налогообложения в виде ЕНВД в отношении деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы вводится с 01.01.2005, то есть положения данного правового акта распространяются на отношения, которые возникли с 01.01.2005.
Таким образом, обязанность по уплате с 01.01.2005 ЕНВД никоим образом не связана с возникновением такой обязанности у налогоплательщика до вступления в силу соответствующих положений Федерального закона N 95-ФЗ, и, следовательно, говорить в данном случае об обратной силе этого Закона в принципе некорректно.
Таким образом, если деятельность по распространению и (или) размещению наружной рекламы осуществляется на территории субъекта РФ, где соответствующим законом введен ЕНВД, то организация подлежит переводу на соответствующую систему налогообложения в обязательном порядке (п. 1 ст. 346.28 НК РФ).
Э.А.Мищенко
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
05.08.2005




Вернутся в раздел Финансовые консультации