Согласно ст. 245 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей особенности исчисления и уплаты налога отдельными категориями налогоплательщиков, не включаются в налоговую базу для исчисления налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания прокуроров и следователей, а также судей федеральных судов и мировых судей субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 245 НК РФ).
В соответствии со ст. 1 Закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (далее - Закон N 188-ФЗ) мировые судьи в Российской Федерации (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, рассматриваемым Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Закона N 188-ФЗ аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации.
Там же установлено, что работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.
Также ст. 32 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" установлено, что работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания, а в военных судах могут также присваиваться воинские звания.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" (далее - Закон N 79-ФЗ), устанавливающему правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 13).
Согласно ст. 5 Закона N 79-ФЗ регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации";
3) названным Федеральным законом N 79-ФЗ;
4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;
5) указами Президента Российской Федерации;
6) постановлениями Правительства Российской Федерации;
7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
9) нормативными правовыми актами государственных органов.
Учитывая изложенное, на государственных служащих, получающих денежное содержание как за счет средств федерального бюджета, так и из бюджета субъекта Российской Федерации, распространяется действие Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующего трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Также на госслужащих в части гражданско-правовых отношений распространяется действие Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая).
В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса объектом налогообложения по ЕСН для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации, на них распространяются трудовые и гражданско-правовые отношения, и, следовательно, с выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу работников аппарата мирового судьи по трудовым и гражданско-правовым договорам, начисляется и уплачивается единый социальный налог.
Л.В.Комарова
Советник налоговой службы РФ
II ранга
15.08.2005
Финансовые консультации
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
В п. 3 ст. 245 Налогового кодекса РФ указано, что не включаются в налоговую базу для исчисления единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания мировых судей Российской Федерации. Означает ли это, что от обложения единым социальным налогом освобождаются и работники аппарата мирового судьи?
Вернутся в раздел Финансовые консультации