Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из ГК РФ, Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Закон N 129-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и с государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с нормами Закона N 129-ФЗ одной из основных обязанностей налоговых органов является осуществление государственной регистрации юридического лица при его создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы.
При этом согласно ст. 54 ГК РФ и ст. ст. 5 и 8 Закона N 129-ФЗ одно из условий, в соответствии с которым налоговый орган не вправе отказать в государственной регистрации юридическому лицу, - обязательное место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица на территории Российской Федерации.
При этом место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.
В силу ст. 51 ГК РФ нарушение установленного Законом N 129-ФЗ порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов вышеуказанному Закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица.
Запись о том, что организация имеет статус юридического лица, может содержаться в распорядительном акте о создании юридического лица и должна содержаться в уставе (положении) юридического лица.
В соответствии со ст. 6 Закона N 129-ФЗ сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, являются открытыми и общедоступными, вследствие чего распорядительный акт о создании юридического лица и положение о конкретном юридическом лице не должны содержать конфиденциальную информацию. В налоговый (регистрирующий) орган в связи с этим могут представляться либо выписки из вышеуказанных документов, либо сами документы.
Поскольку п. 2 ст. 54 ГК РФ установлено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, общеобразовательные школы Минобороны России, о которых идет речь в ситуации, будут подлежать государственной регистрации и, соответственно, включению сведений о них в Единый государственный реестр юридических лиц в случае, если они приобретут статус юридического лица с местом нахождения на территории Российской Федерации.
Вместе с тем в силу ст. 49 ГК РФ юридическое лицо наделяется гражданскими правами, соответствующими целям деятельности, предусмотренной его учредительными документами, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
При этом нормами ГК РФ определено, что юридическое лицо имеет право создавать вне места своего нахождения, в том числе и на территориях иностранных государств, представительства и филиалы, осуществляющие все его функции или их часть.
Согласно принятой в международном праве практике место расположения или место регистрации юридического лица определяется в соответствии с местным законом страны, где расположено юридическое лицо.
Таким образом, если юридическое лицо осуществляет свою деятельность на территории другого государства, его права и обязанности регулируются также нормами национального законодательства этого другого государства и международных договоров.
Поскольку исходя из ситуации Минобороны России является юридическим лицом, в структуру которого входят и общеобразовательные школы, расположенные на территории иностранных государств, оснований для регистрации в российских регистрирующих (налоговых) органах у таких школ не имеется.
Т.Я.Кобзева
Советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
Подписано в печать
03.11.2005
"Налоговый вестник", 2005, N 12
Бухгалтерские консультации
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Подлежат ли регистрации в регистрирующих органах Российской Федерации общеобразовательные школы Минобороны России, расположенные на территориях иностранных государств?
Вернутся в раздел Бухгалтерские консультации