Бухгалтерские консультации

Автомобиль Toyota MARK II арендован по договору аренды без экипажа у директора организации. Чему будет равна Hs-базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля , если автомобиль не включен в общую таблицу Базовых норм расхода? Включается ли расстояние от гаража до офиса и обратно при расчете как использование автомобиля в служебных целях?



В настоящее время действует Руководящий документ Р3112194-0366-03 "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденный Минтрансом России 29.04.2003 (далее - Нормы). Нормы на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормируемого значения расхода топлива, ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, осуществления расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д. Документом утверждены Hs-базовые нормы расхода топлива на пробег автомобиля, а также формула для расчета нормативного расхода топлива.
В соответствии с Нормами для новых моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которые Минтрансом России не утверждены базовые нормы расхода топлива, руководители местных администраций, регионов и предприятий вправе вводить в действие разрабатываемые ФГУП НИИАТ в установленном порядке временные нормы, действующие до их утверждения Минтрансом России при переутверждении или дополнении Руководящего документа Р3112194-0366-03.
Если автомобиль отсутствует в таблицах "Базовых норм расхода" по каким-либо иным причинам, руководитель предприятия также вправе руководствоваться изложенным правилом и утвердить на предприятии иные нормы, в том числе разработанные ФГУП НИИАТ временные нормы. В случае когда такие нормы для данного автомобиля не применимы, следует исходить из расхода топлива, указанного в технической документации на автомобиль.
Также необходимо учитывать следующее.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ (в ред. от 06.06.2005 N 58-ФЗ) в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены (понесены) для осуществления налогоплательщиком деятельности, направленной на получение дохода. Под обоснованными понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
На основании абз. 2 пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ (в ред. от 06.06.2005 N 58-ФЗ) в состав материальных расходов, связанных с производством и реализацией, включаются затраты налогоплательщика на приобретение материалов, используемых на производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели).
Каких-либо нормативов в части принятия на расходы затрат по горюче-смазочным материалам налоговое законодательство не предусматривает.
Таким образом, затраты налогоплательщика на приобретение горюче-смазочных материалов могут быть отнесены к материальным расходам, связанным с производством и реализацией, в размере фактически понесенных затрат при условии их экономической обоснованности.
Если автомобиль используется только в производственных (служебных), а не в личных целях, то прохождение автомобилем расстояния от гаража до офиса и обратно также следует считать его использованием в производственных (служебных) целях, поскольку проезд до гаража и обратно является непременным условием эксплуатации автомобиля.
А.Губко
Советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
Подписано в печать
07.12.2005
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 49




Вернутся в раздел Бухгалтерские консультации