Бухгалтерские консультации

Основным видом деятельности гостиниц является оказание услуг по проживанию. Создать более комфортные условия в номере можно, например, за счет оригинальных подушек, пледов, различных постельных принадлежностей и т.д. Как вести их учет?



Названные предметы относятся к объектам основных средств, поскольку соответствуют требованиям, указанным в Положении по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденном Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, а именно:
- непосредственно используются при оказании гостиницей услуг;
- как правило, используются в течение длительного времени, то есть срок их полезного использования составляет свыше 12 месяцев;
- изначально приобретаются гостиницей для осуществления своей деятельности, то есть не предполагается последующая перепродажа данных предметов;
- могут приносить гостинице экономические выгоды в будущем (эти предметы способствуют оказанию услуг повышенного качества, что обеспечивает привлечение клиентов).
Ведение бухгалтерского учета основных средств осуществляется в соответствии с ПБУ 6/01.
Инвентарным объектом в бухгалтерском учете является отдельный предмет основных средств (подушка, одеяло, плед и т.д.). Ввод однотипных предметов в эксплуатацию следует оформлять актом приема-передачи группы объектов основных средств (форма N ОС-1б). При этом применение данного документа возможно при условии, что предметы приобретены у одного поставщика по одинаковой цене. В случае приобретения предметов у различных поставщиков на каждую группу однотипных предметов, относящуюся к одному поставщику, гостиницам следует составлять один акт по форме N ОС-1б.
Для учета однотипных объектов основных средств также применяется инвентарная карточка группового учета основных средств (форма N ОС-6а). Инвентарный номер присваивается и наносится на каждый объект основных средств.
В соответствии с п. 18 ПБУ 6/01 объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу разрешается списывать на затраты по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. При этом в целях обеспечения сохранности этих объектов в организации должен быть надлежащий контроль за их движением.
Списание названных основных средств в бухгалтерском учете отражается проводкой:
Дт 20 (25, 26 и т.д.) Кт 01.
Также допускается списывать стоимость вводимых в эксплуатацию основных средств путем начисления амортизации в размере полной стоимости основного средства. Эта операция отражается проводкой:
Дт 20 (25, 26 и т.д.) Кт 02.
На наш взгляд, данный метод предпочтителен, поскольку позволяет сохранить в составе основных средств на балансе списываемые предметы и не влечет налоговых последствий по налогу на имущество (налоговой базой является остаточная стоимость основных средств, которая по списанным предметам равна нулю).
В налоговом учете предметы основных средств стоимостью менее 10 000 руб. не признаются амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ). Стоимость списываемого при вводе в эксплуатацию инвентаря на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ признается расходом в полной сумме.
При этом возникает вопрос относительно нормирования списываемых при передаче в эксплуатацию предметов постельных принадлежностей.
В настоящее время законодательством не предусмотрены нормы расхода основных средств в виде подушек, пледов, постельных принадлежностей и пр. Потребность гостиницы в данных предметах, как правило, определяется исходя из предъявляемых требований к гостиницам различных категорий и индивидуальных условий. Так, потребность в постельных принадлежностях у гостиниц разной "звездности" будет различна в связи с тем, что смена постельного белья в соответствии с требованиями к гостиницам должна осуществляться раз в три дня или ежедневно.
На наш взгляд, досрочное списание рассматриваемых основных средств можно обосновать тем, что для сохранения статуса гостиницы определенного класса (категории) необходимо поддерживать основные средства в надлежащем состоянии.
Списание основных средств осуществляется на основании акта о списании объекта основных средств (форма N ОС-4) или группы основных средств (форма N ОС-4б).
Выбытие же отдельных составных частей основного средства представляет собой частичную ликвидацию. Порядок отражения частичной ликвидации основного средства не прописан ни для бухгалтерского, ни для налогового учета.
По нашему мнению, при частичной ликвидации основного средства возможны два варианта, в зависимости от того, определена стоимость выбывающей части (иными словами, когда в инвентарной карточке перечислены все предметы комплекта, например постельного белья, с их стоимостью) или комплект отражен без выделения составляющих его предметов.
В первом случае первоначальная стоимость комплекта подлежит уменьшению на стоимость выбываемых предметов (отраженную в инвентарной карточке). Сумма амортизации, подлежащая списанию, исчисляется путем определения доли, начисленной по выбываемым предметам. Доля рассчитывается исходя из первоначальной стоимости выбываемых предметов и первоначальной стоимости комплекта в целом. Таким образом, при частичной ликвидации формируется финансовый результат - убыток в размере остаточной стоимости выбываемых предметов.
В налоговом учете сумма полученного убытка относится на расходы для целей исчисления налога на прибыль в составе внереализационных расходов (п. 8 ст. 265 НК РФ).
Во втором случае, когда комплект принят к учету без выделения стоимости входящих в него предметов, рекомендуем установить их стоимость самостоятельно расчетным путем посредством определения их доли в стоимости комплекта в соответствии с методом, закрепленным в учетной политике.
При выбытии объекта основных средств, стоимость которого списана на затраты при вводе в эксплуатацию, дополнительные проводки не производятся. Отметка о выбытии проставляется только в инвентарной карточке.
Л.Зотова
Специалист отдела
аудита предприятий
гостиничного бизнеса и туризма
ЗАО "Horwath МКПЦН"
Подписано в печать
30.09.2005
"Аудит и налогообложение", 2005, N 10




Вернутся в раздел Бухгалтерские консультации