Бухгалтерские консультации

Согласно условиям заключенного договора подряда физическое лицо должно сшить шторы из материалов заказчика . Разъясните порядок документального оформления и отражения в бухгалтерском учете операций по передаче материалов физическому лицу, выполняющему работу.



По договору подряда в соответствии со ст. 702 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика обусловленную договором конкретную работу и сдать ее результат, а заказчик - принять результат работы и оплатить его.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон "О бухгалтерском учете") все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами. Оправдательные документы, в свою очередь, служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. При этом первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по формам, которые предусмотрены альбомами унифицированных форм. В настоящее время для учета движения материалов применяются унифицированные формы, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.
Для передачи материалов подрядчику можно применять накладную на отпуск материалов на сторону (форма N М-15). Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов и по предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр передают на склад как основание для отпуска материалов, второй - получателю материалов.
Таким образом, материально-ответственное лицо, получившее под отчет ткань, тесьму и другие необходимые для шитья штор материалы, передает их по накладной формы N М-15 физическому лицу. В качестве основания такой передачи указывается договор подряда. Следует отметить, что подрядчик может получить материалы непосредственно на складе.
Согласно ст. 713 ГК РФ подрядчик обязан использовать предоставленный заказчиком материал экономно и расчетливо, после окончания работы представить заказчику отчет об израсходовании материала, а также возвратить его остаток либо с согласия заказчика уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у подрядчика неиспользованного материала.
После выполнения работ, предусмотренных договором, физическое лицо должно предоставить не только отчет о расходе материалов, акт приемки (сдачи) выполненных работ и передать организации по накладной формы N М-15 сшитые изделия.
Материально-ответственное лицо, получившее от подрядчика шторы, должно выписать в одном экземпляре приходный ордер (форма N М-4) на фактически принятое количество ценностей.
Отчет подрядчика должен содержать данные о количестве полученного, использованного и неиспользованного сырья (материалов), количестве сшитых штор, а также сведения об отходах, если они имеются. В акте приемки выполненных работ указываются данные о фактически выполненных работах и их стоимости.
Следует отметить, что отчет об израсходованных материалах можно представить в акте приемки выполненных работ, в этом случае по окончании работ оформляется только акт приемки.
Унифицированных форм бланков отчета и акта приемки выполненных работ нет. Однако организация может самостоятельно разработать эти формы, главное, чтобы они содержали реквизиты, предусмотренные ст. 9 Закона РФ "О бухгалтерском учете", а именно:
- наименование и дату составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции и ее измерители в натуральном и денежном выражении;
- должности и подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления.
На основании представленного подрядчиком отчета организация производит списание материалов, переданных для шитья штор. Согласно п. 98 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, на фактически израсходованные материалы составляется акт расхода, при этом конкретный порядок составления такого акта устанавливается организацией.
В бухгалтерском учете операции, связанные с передачей подрядчику материалов и выполнением им соответствующих работ, будут отражены следующим образом:
Дт 10-7 Кт 10-1 - переданы по накладной (форма N М-15) материалы подрядчику;
Дт 20 Кт 10-7 - на основании отчета подрядчика по акту расхода материалов списана на затраты стоимость материалов, переданных подрядчику;
Дт 20 Кт 60 (76) - на основании акта приемки выполненных работ отражена стоимость работ подрядчика;
Дт 20 Кт 69 - начислен ЕСН на стоимость работ подрядчика;
Дт 01 (10-1) Кт 20 - отражена себестоимость штор;
Дт 10-1 Кт 10-7 - оприходованы не использованные подрядчиком материалы;
Дт 60 (76) Кт 68 - начислен НДФЛ со стоимости работ подрядчика;
Дт 60 (76) Кт 50 - произведена оплата работ подрядчика.
Консультационный отдел
ЗАО "Horwath МКПЦН"
Подписано в печать
30.09.2005
"Аудит и налогообложение", 2005, N 10




Вернутся в раздел Бухгалтерские консультации