2. В случаях, установленных законом, реорганизация кооператива в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению суда.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2003 N 73-ФЗ)
3. При реорганизации кооператива вносятся соответствующие изменения в его устав.
4. При реорганизации кооператива его права и обязанности переходят к правопреемникам в соответствии с передаточным актом и разделительным балансом, в которых должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого кооператива в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, и с учетом положений статьи 10 настоящего Федерального закона.
5. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются общим собранием членов кооператива и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации.
6. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного кооператива, вновь возникшие юридические лица и крестьянские (фермерские) хозяйства несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного кооператива перед его кредиторами.
7. Члены реорганизуемого кооператива становятся членами вновь образуемых кооперативов.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2003 N 73-ФЗ)
8. Хозяйственные товарищества, общества и иные сельскохозяйственные организации могут преобразовываться в кооперативы. Производственные кооперативы по единогласному решению их членов могут преобразовываться в хозяйственные товарищества или общества.
9. Кооператив считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2003 N 73-ФЗ)
Комментарий к статье 41
Реорганизация кооператива как юридического лица - это проведенное в соответствии с законодательством изменение его правового статуса.
Основу законодательного регулирования реорганизации юридических лиц России составляет Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 57).
Согласно данной статье ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Органом, уполномоченным принять решение о реорганизации кооператива, является общее собрание членов кооператива.
Законодательством предусматривается определенный перечень способов реорганизации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы. Это слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.
Кооператив, проводя реорганизацию любым из перечисленных способов (кроме преобразования, где это неизбежно), может создать или не создавать иную организационно-правовую форму. При этом кооператив может выбрать любую из форм, предусмотренных гражданским законодательством. В ходе реорганизации могут быть образованы хозяйственные организации, не являющиеся юридическими лицами (например, крестьянские хозяйства).
После реорганизации все права и обязанности кооператива переходят к новому субъекту (или субъектам), которые будут являться его правопреемниками.
При реорганизации путем слияния кооператив объединяется с иными субъектами, и образуется новая организация.
В случае присоединения новая хозяйственная организация не образуется, а один или несколько субъектов входят в состав, "поглощаются" иным продолжающим существовать юридическим лицом (или иным образованием). Имущество, обязательства и права прежних вошедших в его состав организаций переходят к нему как к правопреемнику. "Присоединившиеся" юридические лица и организации без образования юридического лица прекращают существование.
В результате разделения кооператив прекращает существование, а на основе его имущества возникает несколько новых образований - его правопреемников.
Выделение - это процедура, в ходе которой на основе части имущества прежнего юридического лица образуется новое юридическое лицо. Права и обязанности в данном случае переходят юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом (ст. 58 ГК РФ).
Преобразование, как уже говорилось, - это изменение организационно-правовой формы юридического лица.
К реорганизации в соответствии с данным Законом относится преобразование кооператива в иную форму, предусмотренную ГК РФ, а также преобразование производственного кооператива в потребительский или наоборот.
Пункт 2 комментируемой статьи звучит несколько иначе, чем п. 2 ст. 57 ГК РФ, определяющий аналогичную возможность реорганизации юридического лица путем разделения или выделения на основе его имущества нескольких юридических лиц. Закон о сельскохозяйственной кооперации предусматривает в данном случае проведение упомянутых процедур только по решению суда и ничего не говорит об осуществлении разделения или выделения юридических лиц из реорганизуемого кооператива на основании решения уполномоченного государственного органа в соответствии с ГК РФ. Однако Закон о сельхозкооперации не устанавливает такой возможности, а также не указывает, какие государственные органы могли бы быть на это уполномочены. Поэтому реорганизация кооператива на основании решения государственного органа власти не представляется возможной.
Изменения в устав реорганизуемого кооператива вносятся в порядке, предусмотренном комментируемым Законом. Уставы вновь образуемых организаций утверждаются и регистрируются в соответствии с ГК РФ и законодательством о соответствующей организации.
Вслед за ГК РФ (ст. 59) Закон устанавливает необходимость закрепления всех положений о правопреемстве при реорганизации кооператива в передаточном акте и разделительном балансе.
По сравнению с п. 2 ст. 59 ГК РФ п. 6 комментируемой статьи несколько иначе относится к невозможности определить правопреемника по разделительному балансу. Гражданский кодекс в данном случае отказывает в государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц. ЗоСК же возлагает на возникшие юридические лица солидарную ответственность по обязательствам, если правопреемник не определен.
По нашему мнению, регистрация разделительного баланса без определения правопреемства по всем обязательствам в любом случае не должна иметь место, т.к. в результате могут быть существенно ущемлены права кредиторов. Поэтому уполномоченному государственному органу не следует регистрировать документы при реорганизации кооператива без определения правопреемников, но при этом он должен предложить в соответствии со ст. 41 ЗоСК закрепить в разделительном балансе положение о солидарной ответственности образуемых организаций и после выполнения этого условия приступить к регистрации.
Пункт 7 комментируемой статьи не предусматривает всех возможных вариантов преобразования кооператива, поскольку п. 8 предполагает, что производственные кооперативы могут преобразовываться не только в иные кооперативы, но и в хозяйственные товарищества и общества.
При реорганизации кооператива в форме присоединения к нему другого юридического лица в соответствии с п. 4 ст. 57 ГК РФ кооператив считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 41. Реорганизация кооператива. 1. Реорганизация кооператива (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) осуществляется по решению общего собрания членов кооператива в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Вернутся в раздел Комментарии к законам