Комментарии к законам

Статья 9. Государственная регистрация кооператива. 1. Кооператив подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации юридических лиц.



Абзацы второй - четвертый исключены. - Федеральный закон от 21.03.2002 N 31-ФЗ.
2. Кооператив считается созданным с момента его государственной регистрации.
3 - 5. Исключены. - Федеральный закон от 21.03.2002 N 31-ФЗ.
Комментарий к статье 9
В настоящее время государственная регистрация сельскохозяйственных кооперативов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <*>. В первоначальной редакции комментируемой статьи содержались пункты, довольно подробно регламентировавшие порядок регистрации сельскохозяйственных кооперативов, но они отменены Федеральным законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" <**>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3431.
<**> СЗ РФ. 2002. N 12. Ст. 1093.
Государственная регистрация осуществляется при создании юридических лиц, их реорганизации и ликвидации, внесении изменений в их учредительные документы посредством внесения соответствующих сведений в государственный реестр.
Государственная регистрация осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В государственном реестре содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:
а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках;
б) организационно-правовая форма;
в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
д) сведения об учредителях юридического лица;
е) копии учредительных документов юридического лица;
ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;
и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем ликвидации);
к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);
л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.
Сведения, указанные в подп. "м", представляются лицензирующими органами. В отношении всех остальных сведений в случае их изменения юридическое лицо обязано в течение трех дней сообщить в лицензирующий орган по месту своего нахождения. Особый порядок установлен для случаев, когда изменение указанных сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы.
Законом установлены особенности порядка государственной регистрации юридического лица при его создании, реорганизации и ликвидации.
Так, при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по установленной форме.
В нем подтверждается, что: представленные учредительные документы (в данном случае сельскохозяйственного кооператива) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы; сведения, содержащиеся в представленных документах, достоверны; при создании юридического лица соблюден установленный для сельскохозяйственных кооперативов порядок их учреждения, в том числе оплаты паевых взносов на момент государственной регистрации;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, т.е. регистрация сельскохозяйственного кооператива осуществляется по месту нахождения правления или председателя кооператива.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом (выступающим в данном случае в качестве заявителя), которым по закону может быть:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Документы представляются непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.
Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 утверждены формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требования к оформлению этих документов <*>.
--------------------------------
<*> См.: Российская газета. 2002. 26 июня. N 113.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Внесение такой записи и признается моментом государственной регистрации.
Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Упомянутым выше Постановлением Правительства РФ определено, что документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, являются Свидетельство о государственной регистрации юридического лица и Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г.
В соответствии с Законом о регистрации юридических лиц отказ в государственной регистрации допускается только в случаях непредставления определенных этим Законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на перечисленные выше нарушения. Такое решение может быть обжаловано в судебном порядке. Должностные лица регистрирующих органов несут установленную законодательством ответственность за необоснованный (т.е. не соответствующий указанным выше основаниям) отказ в государственной регистрации, неосуществление ее в установленные сроки и иные нарушения предусмотренного законом порядка регистрации. Если такими действиями причинен ущерб кооперативу, регистрирующий орган обязан его возместить (п. 2 ст. 24 Закона о государственной регистрации юридических лиц).




Вернутся в раздел Комментарии к законам