2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.
3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 1
Настоящая статья определяет место крестьянских хозяйств в правоотношениях в целом как объединение граждан без образования юридического лица.
Установленное понятие отличается от того, которое было принято прежним Законом РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Напомним, что ранее крестьянское (фермерское) хозяйство определялось как самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, представленный отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющий производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков <*>.
--------------------------------
<*> Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (ст. 1) (утратил силу).
Одним из основных отличий является исключение из состава КФХ лиц, не связанных родством или свойством, что означает - не связанных родственными узами. Этим подчеркивается семейный характер хозяйства.
Родственные отношения супругов и детей, а также иных родственников, являющихся членами крестьянского хозяйства, удостоверяются на основании актов гражданского состояния, в порядке, предусмотренном гражданским и семейным законодательством (Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.). В соответствии со ст. 47 "Регистрация актов гражданского состояния" ГК РФ государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния:
1) рождение;
2) заключение брака;
3) расторжение брака;
4) усыновление (удочерение);
5) установление отцовства;
6) перемена имени;
7) смерть гражданина.
Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей.
Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, а также порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяются законом об актах гражданского состояния. Таким законом является Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
Еще одним нововведением установленного понятия крестьянского хозяйства является условие личного участия членов хозяйства в производстве и иной хозяйственной деятельности. Следует заметить, что и ранее данный принцип деятельности крестьянских хозяйств соблюдался в большинстве случаев, однако более четкое его выражение в законодательстве позволит уточнить статус хозяйства и его членов. В крестьянском хозяйстве может быть использован наемный труд, однако личное участие членов в деятельности хозяйства является его обязательным признаком. Это в определенной степени сходно с условиями участия в производственных кооперативах (в том числе сельскохозяйственных), для которых установлено, что кооператив - это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов (ст. 107 ГК РФ, ст. 3 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации").
Также данной статьей подчеркнуто, что крестьянское хозяйство осуществляет деятельность без образования юридического лица. Это исключает возможность регистрации КФХ в качестве юридического лица после принятия данного Закона. Этим снимается существовавшая ранее неопределенность в решении этого вопроса. Так, напомним, что с принятием прежнего Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" было установлено, что после регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица (ст. 9 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"), хотя при определении понятия КФХ прямо юридическим лицом не называлось. Принятие Гражданского кодекса Российской Федерации также не внесло окончательной ясности в статус КФХ, поскольку ст. 23 ГК было установлено, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (ст. 257), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. В результате на практике действовали как крестьянские хозяйства, зарегистрированные в качестве юридических лиц, так и хозяйства, главы которых были зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.
В целом, если с принятием закона вносятся изменения в правовые отношения, правовой статус субъекта отношений, действует правило приведения, при необходимости, отношений, действующих после принятия нормативного акта или правового статуса, в соответствие с вновь установленной нормой. Что касается крестьянских хозяйств, зарегистрированных в качестве юридических лиц, то для них ст. 23 настоящего Закона, согласно которой крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г. На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения (см. комментарий к статье).
Положение КФХ, главы которых были ранее (до вступления в силу настоящего Закона) зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, несколько иное. Это связано с тем, что Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Таким образом, следует сделать вывод о том, что комментируемый Закон не требует для таких КФХ действий по перерегистрации.
Положение комментируемой статьи о том, что к предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, буквально следует за нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающего аналогичные условия действия граждан-предпринимателей (ст. 23 ГК РФ). Согласно ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются положения Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Применение норм о юридических лицах выражается, в частности, в требовании регистрации КФХ, наличии у него наименования и места нахождения и др.
Согласно п. 4 комментируемой статьи фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целом это должно означать, что крестьянское хозяйство является сельскохозяйственным товаропроизводителем в том случае, если оно отвечает условиям, предъявляемым законодательством к сельскохозяйственным товаропроизводителям. Общее для всех правоотношений понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя отсутствует.
Понятие сельхозтоваропроизводителя определено несколькими федеральными законами, и каждое из этих понятий установлено для целей реализации того нормативного акта, которым оно установлено.
Налоговый кодекс Российской Федерации (ст. 346.2) установил, что в целях гл. 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.
В соответствии с понятием, установленным Федеральным законом от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", сельскохозяйственные товаропроизводители - организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50%.
Признание крестьянского хозяйства сельскохозяйственным товаропроизводителем имеет значение для распространения норм о таких товаропроизводителях на крестьянские хозяйства. При этом можно заметить, что в признании КФХ сельскохозяйственным товаропроизводителем в законодательстве нет однозначного подхода. В частности, чтобы на крестьянское хозяйство распространялись нормы о едином сельскохозяйственном налоге, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, хозяйство должно отвечать установленным требованиям о доходах. В то же время, чтобы быть субъектом отношений в области финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, исходя из представленного Законом о финансовом оздоровлении, для КФХ достаточно факта регистрации в качестве такового.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства. 1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Вернутся в раздел Комментарии к законам