Комментарии к законам

Статья 4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. Комментарий к статье 4



Понятие и условия ведения кадастра ООПТ определены Постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. N 1249 "О порядке ведения кадастра особо охраняемых природных территорий" <*>. В соответствии с его положениями под государственным кадастром ООПТ понимается официальный документ, который содержит регулярно обновляемые сведения обо всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 44. Ст. 5014.
Несколько иное понятие государственного кадастра ООПТ закреплено в Правилах ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденных Приказом Госкомэкологии России от 4 июля 1997 г. N 312 <*> (в ред. от 31 марта 1998 г.). Согласно нормам данных Правил он представляет собой государственный свод регулярно обновляемых систематизированных данных, необходимых для управления особо охраняемыми природными территориями и обеспечения экологически безопасного развития регионов Российской Федерации.
--------------------------------
<*> БНА ФОИВ. 1997. N 16.
Согласно указанным Правилам кадастр является официальным документом, содержащим информацию обо всех категориях ООПТ федерального, регионального и местного значения. Сведения кадастра служат основанием для принятия управленческих и иных решений в области природопользования и охраны окружающей природной среды, подлежат обязательному учету при разработке планов экономического и социального развития территорий, схем землеустройства и районной планировки, градостроительной документации, при проведении государственной экологической экспертизы, при решении других вопросов, имеющих отношение к использованию природных ресурсов и воздействию на окружающую природную среду.
Государственный кадастр ООПТ ведется в целях учета и оценки состояния природно-заповедного фонда Российской Федерации и ООПТ разного ранга, определения перспектив развития системы таких территорий, повышения эффективности функционирования системы ООПТ по поддержанию экологического баланса регионов, усиления государственного контроля за соблюдением соответствующего режима охраны, а также в целях учета кадастровой информации при планировании социально-экономического развития регионов и осуществлении хозяйственной деятельности.
Кадастр выполняет следующие функции: накопление и систематизация данных о существующих и перспективных ООПТ, мониторинг ООПТ; анализ состояния и эффективности функционирования разных категорий ООПТ федерального, регионального и местного значения; обеспечение информацией об ООПТ органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, министерств и ведомств, государственных и общественных организаций, частных лиц.
Кадастр ведется по единым для Российской Федерации правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости и сопоставимости с государственными кадастрами природных ресурсов.
Кадастр, в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ "О порядке ведения кадастра особо охраняемых природных территорий", ведется:
по особо охраняемым природным территориям федерального значения, являющимся федеральной собственностью, - федеральными органами исполнительной власти и организациями, в ведении и управлении которых находятся такие природные территории (в настоящее время, в соответствии с п. 5.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, ведение кадастра ООПТ федерального значения осуществляет Росприроднадзор; МПР России, как уже говорилось, в соответствии с п. 5.2.35 Положения о Министерстве природных ресурсов разрабатывает и принимает правила ведения данного кадастра, формы учетной документации и методические указания по их заполнению, а также порядок публикации кадастровых сведений);
по особо охраняемым природным территориям регионального значения, являющимся собственностью субъектов РФ, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
по особо охраняемым природным территориям местного значения, являющимся собственностью муниципальных образований, - органами местного самоуправления.
Содержание, структура и порядок ведения кадастра ООПТ установлены Правилами ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденными Приказом Госкомэкологии России от 4 июля 1997 г. N 312 (в ред. от 31 марта 1998 г.). В соответствии с положениями данных Правил государственный кадастр особо охраняемых природных территорий содержит сведения о:
правовом статусе и нормативной правовой базе функционирования ООПТ;
географическом положении, границах и площади ООПТ;
административной и ведомственной подчиненности;
задачах, возложенных на конкретные ООПТ;
режиме и способах особой охраны этих территорий;
охранных зонах ООПТ (площадь, границы, режим);
экологической, научной, просветительской, рекреационной, экономической, исторической и культурной ценностях этих объектов;
степени изученности и местах хранения информации о качественных и количественных характеристиках охраняемых природных комплексов и их элементов;
собственниках, владельцах, природопользователях, землепользователях и арендаторах земель и иных ресурсов ООПТ, способах и интенсивности хозяйственного и иного использования ООПТ и их охранных зон;
степени сохранности, угрожающих факторах и антропогенной нарушенности природных комплексов ООПТ и их компонентов;
мерах, предлагаемых по восстановлению и воспроизводству растительного и животного мира конкретных ООПТ;
структурных подразделениях и штатном персонале ООПТ как государственных природоохранных учреждений;
юридических или физических лицах, взявших на себя обязательства по обеспечению охраны ООПТ (адрес, обязательства, сроки, штаты);
финансировании и материально-технической базе ООПТ;
последнем обследовании ООПТ (сроки, направленность работ);
лицах и организациях, которые могут быть привлечены в качестве экспертов для оценки ситуации на ООПТ и вокруг нее;
источниках дополнительных сведений, имеющих отношение к ООПТ.
Кадастр состоит из трех разделов, содержащих информацию об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.
В разделе кадастра "Особо охраняемые природные территории федерального значения" содержатся сведения о государственных природных заповедниках, национальных парках, государственных природных заказниках, памятниках природы, дендрологических парках и ботанических садах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах и иных установленных Правительством РФ категориях ООПТ федерального значения. В этом и иных указанных далее разделах учетными единицами кадастра являются отдельные ООПТ.
В разделе кадастра "Особо охраняемые природные территории регионального значения" содержатся сведения о государственных природных заказниках, памятниках природы, природных парках, дендрологических парках и ботанических садах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах и иных установленных органами исполнительной власти субъектов РФ категориях ООПТ регионального значения.
В разделе кадастра "Особо охраняемые природные территории местного значения" содержатся сведения о лечебно-оздоровительных местностях и курортах и иных установленных органами местного самоуправления категориях ООПТ местного значения.
Информация для кадастра подготавливается на основе единых методических подходов и представляется по унифицированным формам на бумажных и электронных носителях в виде картографических материалов (географических карт, топографических планов, электронных карт), таблиц (электронных таблиц), описаний, электронных банков данных. Сведения об ООПТ собираются и обновляются на основе нормативных документов органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, научно-исследовательских, проектно-изыскательских и инвентаризационных материалов, результатов специальных обследований, данных мониторинга, а также иных источников информации, содержащих достоверные данные об ООПТ федерального, регионального и местного значения.
За состоянием информации, содержащейся в кадастре, осуществляется текущий контроль. По мере поступления новой информации или данных об изменении уже имеющихся сведений в кадастр вносятся необходимые дополнения и изменения. При обновлении кадастровых данных предыдущие сведения архивируются и подлежат постоянному хранению. В кадастре должны содержаться ссылки об устаревшей информации и сведения о датах поступления или изменения информации.
К упомянутым Правилам ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий прилагаются Типовая форма учетной документации по особо охраняемой природной территории и методические указания по ее заполнению. Данная Типовая форма содержит одинаковый для всех категорий ООПТ базовый набор кадастровых показателей и характеристик, соответствующих требованиям, предъявляемым к подобного рода информации указанными Правилами. Сокращение списка базовых кадастровых показателей не допускается. Форма заполняется на каждую существующую ООПТ федерального, регионального и местного значения, находящуюся на территории субъекта Российской Федерации, а также на перспективные ООПТ, целесообразность организации которых признана соответствующими подразделениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Некоторыми субъектами Российской Федерации в соответствии с федеральным порядком был установлен свой порядок ведения государственного кадастра ООПТ. Так, например, Положение о порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий в г. Москве утверждено Постановлением Правительства Москвы от 19 февраля 2002 г. N 139-ПП <*>, порядок ведения государственного кадастра ООПТ в Республике Карелия - Постановлением председателя Правительства Республики Карелия от 10 февраля 1997 г. N 70 "О ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий в Республике Карелия" <**>.
--------------------------------
<*> Вестник Мэрии Москвы. 2002. N 10.
<**> Собрание законодательства Республики Карелия. 1997. N 3.




Вернутся в раздел Комментарии к законам