Комментарии к законам

Статья 149. Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них. Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения, -



наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Комментарий к статье 149
Состав преступления, предусмотренный комментируемой статьей, - формальный.
Диспозиция комментируемой статьи - бланкетная.
УК РСФСР 1960 года предусматривал статью 133.2, которая по своей сути представляет собой аналог комментируемой статьи. Указанная статья УК РСФСР 1960 года состояла из 4 частей, в которых предусматривалась не только ответственность за воспрепятствование организации и проведению собраний, митингов и т.д., но и ответственность за те же действия, сопряженные с насилием, уничтожением имущества, совершенные должностным лицом, а также повлекшие тяжкие последствия.
Комментируемая статья по сравнению со статьей 133.2 УК РСФСР 1960 года редакционно стала более четкой, краткой и конкретной. В ней не содержится указания на такие последствия, как уничтожение имущества и наступление тяжких последствий.
Преимущество комментируемой статьи заключается в том, что она в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации ориентирует граждан России на мирный и законный характер проведения перечисленных в ней массовых мероприятий.
Объект преступления, предусмотренного комментируемой статьей, - политическая свобода граждан.
Первым непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления являются общественные отношения, обеспечивающие право граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования и на участие в их подготовке и проведении.
Второй непосредственный объект - альтернативный. Во-первых, это общественные отношения, обеспечивающие здоровье, телесную неприкосновенность или свободу личности (при насилии); во-вторых, это общественные отношения, обеспечивающие безопасность перечисленных благ личности, а также жизни (если возникает угроза применения насилия); в-третьих, это общественные отношения, обеспечивающие законное функционирование исполнительных государственных органов и органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений и организаций, Вооруженных сил, других войск и войсковых формирований Российской Федерации (если деяния совершаются должностными лицами).
Комментируемая статья защищает права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, предоставленные им Конституцией Российской Федерации (статья 31).
Указанная статья Конституции Российской Федерации предоставляет гражданам Российской федерации право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
Объективная сторона преступления, предусмотренного комментируемой статьей, может выражаться в двух формах: во-первых, действия или бездействия (как обязательный фактор), направленных на незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участия в нем, совершаемое должностным лицом; во-вторых, действия или бездействия (как факультативный фактор), совершаемых не должностным лицом, в обеих формах с применением насилия или угрозой применения насилия.
Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участия в них может выражаться в незаконном запрете должностным лицом проведения какого-либо из указанных мероприятий, незаконным указанием должностного лица о выставлении заслонов демонстрации или шествию из работников милиции, военнослужащих внутренних войск, Вооруженных сил или иных воинских формирований России, незаконном непредоставлении должностным лицом помещения для проведения собрания и т.п.
Если перечисленные выше действия или бездействие совершаются не должностным лицом, обязательным признаком объективной стороны является применение физического насилия или угроза таким насилием, которые могут являться средством незаконного воспрепятствования проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участия в них.
Митинг - это собрание граждан для публичного выражения отношения к действиям лиц, организаций, событиям общественно-политической жизни.
Демонстрация - это публичное выражение группой людей общественно-политических настроений с использованием во время шествия плакатов, транспарантов и иных наглядных средств.
Шествие (уличное) - это организованное массовое движение по пешеходной или проезжей части улицы с целью привлечения внимания к какой-либо проблеме общественно-политического, экономического, военного или социального значения.
Пикетирование - это наглядная демонстрация группой граждан своих намерений и взглядов без шествия и звуковых сигналов, при этом могут использоваться плакаты и иные наглядные средства.
Применение насилия как один из обязательных способов незаконного воспрепятствования (принуждения) означает умышленное причинение легкого вреда здоровью или побоев (см. статьи 115, 116 УК РФ).
Более опасные случаи насилия одновременно охватываются составами преступлений против здоровья и свободы граждан и должны квалифицироваться по совокупности с комментируемой статьей.
Угроза насилия в качестве способа воспрепятствования (или принуждения) проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них предполагает угрозу применения любого физического насилия, вплоть до угрозы убийством.
Содержание физического насилия или угрозы его применения является аналогичным тому, что и при воспрепятствовании осуществлению избирательных прав или работ избирательных комиссий (см. комментарий к статье 141 УК РФ).
Преступление считается оконченным при использовании лицом своих должностных полномочий в целях незаконного воспрепятствования массовому мероприятию или принуждению к участию в нем независимо от достигнутых результатов либо с момента применения физического насилия или угрозы его применения.
Об использовании лицом своего должностного положения или полномочий в целях незаконного воспрепятствования (или принуждения) проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участия в них см. также в комментариях к статьям 136, 201, 285 и 286 УК РФ.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного комментируемой статьей, характеризуется виной в форме прямого умысла. Должностное лицо осознает, что незаконно препятствует проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них, и желает этого. Недолжностное лицо осознает, что оно незаконно препятствует проведению массового мероприятия или участию в нем либо принуждает участвовать в нем, используя в этих целях насилие либо угрозу его применения, и желает этого.
Субъектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, могут выступать: вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста (при насильственном способе совершения преступления), а также должностное лицо (при совершении преступления с использованием должностного положения либо полномочий вне зависимости от полученного результата).
Квалифицирующих либо особо квалифицирующих и привилегирующих признаков комментируемая статья не содержит.
Условия освобождения от уголовной ответственности при совершении преступления, предусмотренного комментируемой статьей, отсутствуют.
В качестве смежных составов преступления, предусмотренного комментируемой статьей, следует отметить диспозиции статей 285 и 286 УК РФ, характеризующие содержание действия или бездействия, а также отсутствие наступивших последствий при совершении преступления, предусмотренного комментируемой статьей, должностным лицом.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
"УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
ЗАКОН РФ от 18.04.1991 N 1026-1
"О МИЛИЦИИ"
ЗАКОН РФ от 27.12.1991 N 2124-1
"О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ"
ЗАКОН РФ от 08.07.1992 N 3246/1-1
"О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
"ПАТЕНТНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 23.09.1992 N 3517-1
ЗАКОН РФ от 09.07.1993 N 5351-1
"ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ"
"ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА"
(утв. ВС РФ 06.08.1993 N 5600-1)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 16.02.1995 N 15-ФЗ
"О СВЯЗИ"
(принят ГД ФС РФ 20.01.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.02.1995 N 24-ФЗ
"ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 25.01.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 03.04.1995 N 40-ФЗ
"О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ"
(принят ГД ФС РФ 22.02.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.08.1995 N 144-ФЗ
"ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(принят ГД ФС РФ 05.07.1995)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.09.1997 N 125-ФЗ
"О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ"
(принят ГД ФС РФ 19.09.1997)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.03.1999 N 48-ФЗ
"О ДОПОЛНЕНИИ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТАТЬЕЙ 145.1"
(принят ГД ФС РФ 17.02.1999)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.07.1999 N 181-ФЗ
"ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 23.06.1999)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.03.2001 N 26-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С РАТИФИКАЦИЕЙ КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД"
(принят ГД ФС РФ 21.02.2001)
"УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.11.2001)
"КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
"ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.12.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.06.2002 N 67-ФЗ
"ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 22.05.2002)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.12.2002 N 175-ФЗ
"О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 20.11.2002)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2003 N 19-ФЗ
"О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 24.12.2002)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.04.2003 N 45-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 146 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 07.03.2003)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.07.2003 N 94-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 18.06.2003)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.07.2003 N 126-ФЗ
"О СВЯЗИ"
(принят ГД ФС РФ 18.06.2003)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.12.2003 N 162-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 21.11.2003)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.12.1994 N 1418
"О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда СССР от 05.09.1986 N 11
"О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ ЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.1990 N 4
"О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ВЛАСТЬЮ ИЛИ СЛУЖЕБНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ, ПРЕВЫШЕНИИ ВЛАСТИ ИЛИ СЛУЖЕБНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ, ХАЛАТНОСТИ И ДОЛЖНОСТНОМ ПОДЛОГЕ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РСФСР от 23.04.1991 N 1
"О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИЯХ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТИ ГОРНЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ РАБОТ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.1993 N 13
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ СТАТЕЙ 23 И 25 КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ от 16.12.1966
"О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ"
"КОНВЕНЦИЯ О ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ ФОРМ ДИСКРИМИНАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН"
(Принята 18.12.1979 Резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи ООН)




Вернутся в раздел Комментарии к законам