Комментарии к законам

Статья 2. Категории и виды особо охраняемых природных территорий. Комментарий к статье 2



Настоящей статьей устанавливаются основные категории особо охраняемых природных территорий, а также базовые требования к формированию и обеспечению режимов особой охраны ООПТ.
Пунктом 1 комментируемой статьи устанавливается основной перечень особо охраняемых природных территорий, которые могут быть созданы в Российской Федерации. При этом п. 7 настоящей статьи определено, какие категории ООПТ могут иметь только федеральное значение (заповедники, национальные парки), а какие могут иметь или (и) региональное, или (и) местное значение.
Это означает, что для создания ООПТ необходимы конкретизация режима особой охраны территории и отнесение ее к одному из видов ООПТ, установленных настоящим Законом. Исходя из положения п. 2 настоящей статьи, перечень категорий ООПТ, установленных п. 1, не является закрытым, и Правительство РФ, органы государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления вправе устанавливать иные категории территорий.
Ряд субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления реализовали данное право, приняв соответствующие нормативные правовые акты. Так, некоторыми субъектами РФ устанавливаются такие ООПТ, как природные парки, экологические полигоны и др.
Положение п. 3 настоящей статьи корреспондирует с нормой ст. 52 Закона об охране окружающей среды, согласно которой в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.
Условия об учете особо охраняемых территорий при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства отражены также в иных нормативных правовых актах.
Так, Градостроительным кодексом РФ установлено, что осуществление градостроительной деятельности производится с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, документы территориального планирования должны содержать схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий. В рамках Федерального закона "О землеустройстве" установлено, что планирование и организация рационального использования земель и их охраны включают в себя в том числе природно-сельскохозяйственное районирование земель, что в целом должно включать и планирование земель в целях создания ООПТ и обеспечения их охраны.
Согласно п. 6 комментируемой статьи в настоящее время представляется важным соотнести положения, приведенные в этом пункте, с положениями действующего законодательства о праве собственности на конкретные природные объекты, что, собственно, следует и из положений п. 8 комментируемого Закона, поскольку указанные в данном пункте статьи ГК РФ определяют основные начала отнесения объектов правоотношений, в том числе природных, к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности. Так, ст. 214 ГК РФ определено, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.




Вернутся в раздел Комментарии к законам