Комментарии к законам

Статья 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. (введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ)



1. Оказание финансовой (материальной) поддержки в крупных размерах избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока помимо средств избирательного фонда путем изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из избирательного фонда или оплаченных из избирательного фонда по необоснованно заниженным расценкам, оплаты изготовления и (или) распространения таких агитационных материалов, передачи денежных средств, материальных ценностей на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку для осуществления ими своей избирательной кампании, а также оказание финансовой (материальной) поддержки в крупных размерах деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помимо средств фонда референдума путем изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из фонда референдума или оплаченных из фонда референдума по необоснованно заниженным расценкам, оплаты изготовления и (или) распространения таких агитационных материалов, передачи денежных средств, материальных ценностей на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам члену либо уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума для осуществления ими деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме, а также внесение пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. Использование в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки для проведения избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока, использование в крупных размерах помимо средств соответствующего фонда референдума финансовой (материальной) поддержки для выдвижения инициативы проведения референдума, получения определенного результата на референдуме уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также расходование в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет референдума, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Примечание. Крупным размером в настоящей статье признаются размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, предусмотренного настоящей статьей, но при этом составляют не менее одного миллиона рублей.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Комментарий к статье 141.1
Общим родовым объектом посягательства рассматриваемого состава являются общественные отношения по реализации политических прав граждан на управление делами государства как непосредственно (через референдум), так и через своих представителей (путем участия в выборах), а также на участие в местном самоуправлении (ст. ст. 12 и 32 Конституции РФ).
Непосредственный объект посягательства носит двойной характер. Это, в первую очередь, установленный законодательством порядок финансирования избирательной кампании или референдума. Во вторую очередь, объектом посягательства является свободное волеизъявление граждан на выборах, участников референдума путем косвенного влияния на их сознание и волю вследствие заведомой постановки в неравные условия кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, искусственного инициирования заданного направления в проведении референдума.
Объективная сторона деяния состоит в действиях по оказанию финансовой, а также иной материальной поддержки в крупных размерах избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, минуя избирательный фонд.
Обязательным признаком состава преступления является крупный размер финансовой (материальной) поддержки. В примечании к комментируемой статье определяются как понятия крупного размера, так и содержание иной материальной поддержки. Это сумма денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которая превышает одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, фонда референдума, которые установлены законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния. Но во всех случаях крупный размер не может быть менее одного миллиона рублей (в ред. ФЗ от 08.12.2003 N 162-ФЗ).
В диспозиции дан исчерпывающий перечень самих действий, образующих состав преступления. Их можно подразделить на три блока.
Первый блок. Это оплата изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из избирательного фонда. Согласно законодательству о выборах и референдумах изготовление и (или) распространение агитационных материалов не допускается иначе как только из избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Поэтому оказание финансовой или иной материальной поддержки помимо этого фонда образует признаки рассматриваемого состава преступления, если размер такой поддержки носит крупный характер.
Другой способ совершения преступления - это оплата изготовления и (или) распространения агитационных материалов на безвозмездной основе, т.е. изготовление агитационных материалов бесплатно, а равно такое же и их распространение.
В диспозиции предусмотрен и более сложный в доказывании и в уголовно-правовой оценке способ совершения деяния. Это оплата изготовления и (или) распространения из избирательного фонда агитационных материалов по необоснованно заниженным расценкам. Размер необоснованного занижения следует исчислять исходя из базовой рыночной оценки в данной местности изготовления и (или) распространения того или иного вида агитационных материалов. В своем суммарном количестве такое необоснованное занижение расценок должно составлять крупный размер, т.е. превышать одну десятую предельного размера расходов избирательного фонда, но в любом случае быть не менее двух тысяч размеров минимальной оплаты труда.
Таким образом, названный блок способов совершения деяния связан с изготовлением и (или) распространением агитационных материалов как важнейшей стадией любой избирательной кампании, референдума.
Другой блок способов совершения деяния заключается в следующих действиях.
Во-первых, это передача денежных средств или иных материальных ценностей на безвозмездной основе непосредственно кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку в целях осуществления ими своей избирательной кампании независимо от конкретных целей, на которые эти денежные средства или материальные ценности будут затрачены.
Во-вторых, это те же действия, совершенные по необоснованно заниженным расценкам. Вопросы уголовно-правовой оценки таких действий, безусловно, будут представлять определенную сложность. Чаще они прикрываются какими-то якобы возмездными ответными действиями (выполнением работ, услуг, предоставление имущества или прав на него и т.п.), но их стоимость очевидно не эквивалентна. При оценке таких ситуаций следует исходить из общей суммарной стоимости предоставленных денежных средств или иных материальных ценностей, которые должны превышать одну десятую предельной суммы расходов избирательного фонда, но не менее двух тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Наконец, это действия, заключающиеся в оказании финансовой или иной материальной поддержки в крупных размерах деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помимо средств фонда референдума путем изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из фонда референдума или оплаченных из фонда референдума по необоснованно заниженным расценкам, оплаты изготовления и (или) распространения таких агитационных материалов, т.е. совершение действий, которые прокомментированы выше применительно к проведению избирательной кампании.
На этом же основании следует оценивать и действия, выражающиеся в передаче денежных средств, материальных ценностей на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам: 1) члену; 2) уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума; 3) члену или уполномоченному представителю иной группы участников референдума.
Особо следует выделить блок действий, образующих признаки рассматриваемого состава преступления, заключающиеся во внесении пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц. Очевидно, что этот признак объективной стороны преступления законодатель ввел не случайно. В первую очередь это направлено на противодействие финансированию выборов и референдумов со стороны иностранных государств и организаций. Подставным лицом может быть как физическое, так и юридическое лицо.
Под иными материальными ценностями помимо денежных средств следует понимать любое имущество, имеющее стоимостное выражение, а также права на него.
Состав преступления относится к разряду так называемых формальных. Для наличия состава преступления не требуется наступления каких-либо последствий, он считается оконченным с момента совершения одного из деяний, перечисленных в диспозиции уголовного закона.
Вместе с тем данный состав может иметь и стадию покушения, которая заключается в действиях, непосредственно направленных на оказание финансовой или иной материальной поддержки в крупном размере перечисленными выше способами указанным в диспозиции субъектам избирательного процесса или референдума. Это любые попытки передачи, вручения, перечисления денежных средств или иных материальных ценностей. Стадия приготовления по основаниям ч. 2 ст. 30 УК РФ не образует состава преступления, поскольку комментируемый состав преступления в соответствии с ч. 2 ст. 15 УК РФ относится к категории преступлений небольшой тяжести, что можно расценивать как пробел в уголовном законодательстве с учетом конституционной значимости проведения выборов и референдумов.
Субъективная сторона характеризуется наличием прямого умысла и специальной целью. Виновный сознает общественную опасность своих действий, желает такими противоправными способами профинансировать или оказать иную материальную поддержку в ходе избирательной кампании или референдума, и это желание заключается соответственно в наличии специальных целей. Относительно проведения избирательной кампании преследуется прежде всего общая цель оказания в крупном размере финансовой или иной материальной поддержки кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку. Что касается референдума, то цели оказания такой поддержки могут быть более конкретизированы в плане побуждения субъектов референдума к осуществлению ими деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме. В целом же в обоих названных случаях преследуются вполне определенные цели, которые в уголовном праве принято называть специальными.
Субъект преступления - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. Если финансовые средства или иные материальные ценности предоставляет юридическое лицо, то субъектом преступления выступают те лица, которые вправе распоряжаться и распорядились финансовыми или иными материальными ценностями, осознавая характер и цели своих действий. При изготовлении и (или) распространении агитационных материалов субъектом преступления являются те должностные лица или руководители коммерческих и некоммерческих организаций, которые непосредственно распорядились изготовить и (или) распространить эти материалы на безвозмездной основе либо по необоснованно заниженным расценкам.
Вопрос о соучастии подлежит ограничительному толкованию. Не могут быть соучастниками лица, которые непосредственно изготавливали или распространяли агитационные материалы по указанию или распоряжению должностного лица, руководителя коммерческой либо некоммерческой организации.
Соучастниками рассматриваемого состава преступления могут быть подставные лица, через которых вносятся пожертвования в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума, а также руководители финансовых и иных институтов, через которых осуществляется финансовая и иная материальная противоправная поддержка в крупных размерах, при условии, если они сознают общественную опасность своих действий.
Очень важно отграничить данный состав преступления от смежного состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которая устанавливает административную ответственность фактически за те же действия, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Очевидно, что основным критерием отграничения состава преступления от административного правонарушения является крупный размер такой финансовой или иной материальной поддержки.
Часть вторая статьи 141.1 УК РФ описывает самостоятельный состав преступления, который логически вытекает из вышерассмотренного.
Родовой и непосредственный объекты посягательства аналогичны. Объективная сторона деяния распадается на две основных части: при проведении избирательной кампании и при проведении референдума - и может быть совершена только в активной форме. Относительно проведения выборов объективная сторона выражается в действиях по использованию в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки для проведения избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Общее целевое использование денежных средств и иного имущества - обеспечение избирательной кампании, конкретные цели (агитация и т.д.) значения для квалификации не имеют.
При проведении референдума объективная сторона выражается в действиях по использованию в крупных размерах помимо средств соответствующего фонда референдума финансовой (материальной) поддержки для выдвижения инициативы проведения референдума, получения определенного результата на референдуме.
Третья группа способов осуществления преступного деяния является общей для проведения избирательной кампании и референдума. Это расходование в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет референдума. Из смысла закона следует, что такое расходование должно производится для проведения избирательной кампании или референдума. Иное расходование этих средств образует другие составы преступления. Пожертвования, которые запрещены, могут определяться федеральными законами и законами субъектов Федерации в зависимости от территориального уровня проведения выборов или референдума.
Субъективная сторона преступления характеризуется наличием прямого умысла и специальной цели. Субъект сознает противоправность использования в крупных размерах финансовых (материальных) средств в проведении избирательной кампании, референдума, желает этого и преследует при этом цели, указанные в диспозиции, т.е. запрещенные уголовным законом.
Субъект рассматриваемого состава преступления в отличие от ранее рассмотренного, предусмотренного в ч. 1 ст. 141.1 УК РФ, - специальный.
Субъектами преступления могут быть: кандидаты, их уполномоченные представители по финансовым вопросам, уполномоченные представители по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока, уполномоченные по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. В совершении преступления возможны различные формы соучастия. Однако, исходя из диспозиции ч. 1 ст. 141.1 УК РФ, следует отметить, что оказание финансовой поддержки в крупных размерах в сговоре с субъектами преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 141.1 УК РФ, не образует совокупности преступлений по этим двум нормам. Оказание поддержки и использование финансовых(материальных) средств в крупных размерах являются самостоятельными составами преступления.
Состав преступления формальный, оно является оконченным с момента использования финансовых (материальных) средств в крупных размерах независимо от наступления какого-то определенного результата. Вместе с тем возможна стадия покушения на совершение этого преступления в тех случаях, когда субъект использует финансовые (материальные) средства на запрещенные уголовным законом цели, имея намерение использование этих средств в крупных размерах, но не доводит преступления до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.
Поскольку преступление относится к категории небольшой тяжести, то стадия приготовления к нему не влечет уголовной ответственности.
В целом уместно отметить, что законодатель не учел в полной мере криминогенность составов преступлений, предусмотренных в комментируемой уголовно-правовой норме, их криминологические последствия, отнеся их к преступлениям небольшой тяжести.




Вернутся в раздел Комментарии к законам