Комментарии к законам

Статья 18 посвящена важному документу, относящемуся к разряду разрешительной документации, - заключению государственной экологической экспертизы. Статья представлена в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Заключение государственной экологической экспертизы является результатом работы экспертной комиссии. Заключение должно содержать: выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности; выводы о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы. Заключение должно получить квалифицированное большинство (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии.. Если отдельные члены экспертной комиссии не согласны с заключением, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и указание конкретных фактов несоответствия представленных на экспертизу материалов экологическим требованиям и нормам.



Юридическое оформление заключения и вступление его в силу определяется не моментом подписания его всеми членами экспертной комиссии, включая руководителя экспертной комиссии и ответственного секретаря, а последующим утверждением его приказом федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы.
В соответствии с Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698, при несогласии более одной трети списочного состава экспертной комиссии с выводами проекта сводного заключения, подготовленного ее руководителем и ответственным секретарем, экспертной комиссией готовятся предложения о дальнейшем проведении государственной экологической экспертизы, в том числе о продлении срока ее проведения и о включении в состав экспертной комиссии дополнительных экспертов.
В случае если заключение экспертной комиссии не подписано квалифицированным большинством голосов ее списочного состава и после продления срока проведения государственной экологической экспертизы, данная экологическая экспертиза считается завершенной без результата. Все заключения и особые мнения экспертов принимаются к сведению. Создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвовавших в предыдущей экспертизе и отвечающих всем требованиям, предъявляемым к экспертам (п. 4.21 Регламента проведения государственной экологической экспертизы).
Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации. Прежняя редакция комментируемой статьи содержала также исключение в части наличия положительного или отрицательного заключения к проектам нормативных правовых актов субъектов РФ. На данный момент сами проекты нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствии со ст. 12 настоящего Закона являются объектом обязательной государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, и заключение государственной экологической экспертизы по ним может быть положительным или отрицательным.
Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы:
о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды;
о допустимости намечаемого воздействия на окружающую среду;
о возможности реализации объекта экспертизы.
Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов:
о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией;
о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.
Заключение государственной экологической экспертизы по проектам правовых актов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, должно содержать выводы о соответствии (несоответствии) основных положений указанного проекта правового акта законодательству Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и требованиям экологической безопасности, а также выводы об экологических и связанных с ними иных последствиях реализации данного объекта экспертизы. Заключения государственной экологической экспертизы по проектам нормативных правовых актов Российской Федерации рассматриваются принимающими эти акты органами государственной власти.
Единая форма заключения государственной экологической экспертизы утверждена Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 28 сентября 1995 г. N 392. Предельных сроков действия положительного заключения государственной экологической экспертизы законом не установлено. Срок устанавливается в заключении при проведении конкретной государственной экологической экспертизы.
Настоящей статьей установлен также исчерпывающий перечень оснований, когда положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет свою юридическую силу.
Глава IV. ПРАВА ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
(ОБЪЕДИНЕНИЙ) В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ,
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА




Вернутся в раздел Комментарии к законам