возмещения за повреждение (порчу) либо недостачу груза, багажа, грузобагажа со дня выдачи груза, багажа или грузобагажа;
возмещения за утрату груза по истечении тридцати дней со дня окончания срока его доставки;
возмещения за утрату груза в процессе его перевозки в прямом смешанном сообщении по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки;
возмещения за утрату багажа, грузобагажа по истечении тридцати дней после окончания срока доставки багажа, грузобагажа физических лиц и по истечении десяти дней после окончания срока доставки грузобагажа юридических лиц;
просрочки доставки груза, багажа, грузобагажа со дня выдачи груза, багажа, грузобагажа;
возврата платы за пользование вагонами, контейнерами, штрафа за задержку вагонов, контейнеров со дня получения заявителем претензии копии инкассового поручения (счета) перевозчика о начислении таких платы, штрафа;
взыскания штрафа за невыполнение принятой заявки по истечении пяти дней с момента взыскания штрафа;
взыскания штрафа за использование перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам либо арендованных ими без согласия их владельца, по истечении срока доставки таких вагонов, контейнеров после выгрузки грузов или возврата их в пункт приписки;
иных возникших в связи с осуществлением перевозки случаев со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.
Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных настоящей статьей сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.
Комментарий к статье 123
1. Статья 797 ГК устанавливает, что претензия к перевозчику предъявляется в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Комментируемая статья установила срок на предъявление претензий в течение 6 месяцев, а в отношении штрафов и пеней - в течение 45 дней.
Сокращенный срок предъявления претензий - 45 дней - относится только к претензиям по поводу взыскания с перевозчика штрафов и пеней.
2. Для соблюдения сроков предъявления претензии важное значение имеет правильное определение момента, с которого начинается исчисление этих сроков. Срок зависит от основания, по которому предъявляется претензия.
3. По претензиям о возмещении за повреждение (порчу), недостачу груза, багажа или грузобагажа срок исчисляется со дня их выдачи.
Транспортное законодательство различает дату оформления выдачи (раскредитование перевозочных документов) и дату фактической выдачи груза. Первая удостоверяется наложением календарного штемпеля станции на оборотной стороне накладной; сама накладная выдается грузополучателю (получателю), а последний в подтверждение ее получения расписывается в дорожной ведомости (см. комментарий к ст. 36; п. 5.5, п. 5.7 Правил заполнения перевозочных документов).
Срок на предъявление претензии исчисляется с даты фактической выдачи груза. Этой датой считается дата его вывоза со станции при выгрузке средствами перевозчика или дата подачи вагона под выгрузку средствами грузополучателя в местах общего и необщего пользования. О дате выдачи перевозчик делает отметку в графе 4 оборотной стороны накладной (п. 5.7 названных Правил).
При выдаче груза по частям, если весь груз перевозился по одной накладной, таким временем считается дата выдачи последней части груза. По частям в течение нескольких дней груз может вывозиться со станции назначения. И в данном случае дата фактической выдачи груза определяется днем вывоза его последней части согласно отметке в железнодорожной накладной.
Дата составления коммерческого акта не влияет на определение момента, с которого исчисляется срок на предъявление претензии.
4. Исчисление начального момента срока на предъявление претензии о возмещении за утрату зависит от того, что перевозилось (груз, багаж, грузобагаж), и вида сообщения (прямое или прямое смешанное). При утрате груза, перевозимого только железнодорожным транспортом, этот срок исчисляется по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки, а при утрате в процессе его перевозки в прямом смешанном сообщении - по истечении 4 месяцев со дня приема его к перевозке. Такое правило объясняется тем, что по истечении этих сроков груз считается утраченным.
Срок на предъявление претензии о возмещении за утрату багажа, грузобагажа начинает исчисляться по истечении 30 дней после окончания срока их доставки физическим лицам и соответственно 10 дней - юридическим лицам. Срок доставки багажа, грузобагажа определяется согласно правилам ст. 89 Устава. Багаж, грузобагаж считаются утраченными, если они не прибудут на станцию назначения по истечении 10 дней после окончания срока доставки (см. ст. 91 и комментарий к ней).
Перевозка вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим организациям, оформляется договором перевозки (железнодорожной накладной). Поэтому исчисление срока на предъявление претензий о предоставлении во временное пользование вагонов, контейнеров вместо утраченных перевозчиком осуществляется так же, как и при утрате груза. В случае невозврата перевозочных средств по истечении трех месяцев заявитель вправе предъявить претензию с требованием о передаче временно переданных вагонов, контейнеров в собственность.
5. Исчисление срока на предъявление претензий об уплате пени за просрочку доставки груза, багажа, грузобагажа начинается со дня их выдачи. (О дате выдачи груза см. п. 3 комментария к настоящей статье.) Просрочка доставки порожних вагонов приравнена к просрочке доставки груза (см. ст. 97 и комментарий к ней).
Просрочка доставки багажа исчисляется с 24 часов суток, когда он должен прибыть.
Дата выдачи грузобагажа определяется датой на календарном штемпеле станции назначения, который проставляется на грузобагажной квитанции.
6. Момент, с которого начинает исчисляться срок на предъявление претензии о возврате платы за пользование вагонами, контейнерами, штрафа за задержку вагонов, контейнеров, определяется днем получения заявителем претензии копии инкассового поручения (счета) перевозчика о начислении такого штрафа.
7. Течение срока по претензиям о взыскании штрафа за самовольное занятие перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам или арендованных ими, начинается по истечении срока доставки грузов, перевозимых в таких перевозочных средствах.
Если вагоны, контейнеры согласно перевозочным документам подлежали возврату в пункт приписки, то срок на предъявление претензии исчисляется с момента возврата их в этот пункт. Дату фактического возврата можно определить по календарному штемпелю станции приписки на железнодорожной накладной.
8. Течение срока по претензиям о взыскании штрафа за невыполнение принятой заявки исчисляется по истечении пяти дней после подведения итогов выполнения заявки. Эти итоги уполномоченный представитель перевозчика сообщает грузоотправителю в течение пяти дней после окончания последних суток погрузки, предусмотренных в заявке.
9. Комментируемая статья не содержит исчерпывающего перечня оснований, по которым можно предъявлять претензии, возникающие в связи с осуществлением перевозок. Поэтому во всех остальных случаях, не перечисленных в этой статье, начальный момент течения срока исчисляется со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.
10. Течение срока на предъявление претензии начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало (ст. 191 ГК).
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК).
11. Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении сроков, установленных комментируемой статьей, если признает причину пропуска этого срока уважительной (см. п. 3 комментария к ст. 124).
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 123. Претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение шести месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение сорока пяти дней.. Указанные сроки предъявления претензий исчисляются в отношении:
Вернутся в раздел Комментарии к законам