несоответствие наименования, массы, количества мест груза, багажа, грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе;
повреждение (порча) груза, багажа, грузобагажа и возможные причины такого повреждения;
обнаружение груза, багажа, грузобагажа без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза, багажа, грузобагажа;
возвращение перевозчику похищенных груза, багажа, грузобагажа;
непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.
Коммерческий акт составляется:
при выгрузке груза, багажа, грузобагажа в местах общего пользования - в день выгрузки груза, багажа, грузобагажа, в необходимых случаях - в день выдачи груза, багажа, грузобагажа грузополучателю, пассажиру, получателю;
при выгрузке груза в местах необщего пользования - в день выгрузки груза, при этом проверка груза должна проводиться в процессе его выгрузки или непосредственно после выгрузки груза;
в пути следования груза, багажа, грузобагажа - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.
При невозможности составить коммерческий акт в указанные в настоящей статье сроки он должен быть составлен в течение следующих суток.
При выдаче с участием перевозчика однородных грузов, которые перевезены отдельными отправками навалом или насыпью и прибыли за данные календарные сутки от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя в исправных вагонах без признаков утраты, выявленная недостача, превышающая норму естественной убыли массы таких грузов и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто грузов, либо выявленные излишки, составляющие разницу между массой грузов, определенной на железнодорожной станции отправления, и массой грузов, определенной на железнодорожной станции назначения, с учетом значения предельного расхождения в результатах определения массы нетто грузов могут оформляться одним коммерческим актом.
Недостача или излишки грузов, перевозимых навалом, насыпью или наливом с перевалкой либо перегрузкой в пути следования, отгруженных одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывших в исправных вагонах без признаков утраты в пути следования, определяются по результатам проверки всей партии одновременно выданных грузов и оформляются, как правило, одним коммерческим актом.
Коммерческий акт составляется в трех экземплярах и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений.
В коммерческом акте должны содержаться:
точное и подробное описание состояния груза, багажа, грузобагажа и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность груза, багажа, грузобагажа;
данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены груз, багаж, грузобагаж, а также имеется ли защитная маркировка груза, перевозимого в открытом подвижном составе. В случае нарушения требований к погрузке, размещению или креплению груза, багажа, грузобагажа в коммерческом акте указывается, какое нарушение допущено.
При составлении коммерческого акта о порче продовольственного и скоропортящегося грузов к нему прикладывается выписка из рабочего журнала о температурном режиме изотермических вагонов, контейнеров.
Лица, составившие или подписавшие коммерческий акт, содержащий недостоверную информацию, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Коммерческий акт подписывает перевозчик, а также грузополучатель, пассажир, получатель, если они участвуют в проверке грузов, багажа, грузобагажа.
По требованию грузополучателя, пассажира, получателя перевозчик обязан в течение трех дней выдать коммерческий акт.
В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или оформления коммерческого акта с нарушением установленных требований грузополучатель, пассажир, получатель обязаны подать заявление перевозчику в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, в течение трех суток, а в отношении продовольственного и скоропортящегося грузов в течение одних суток с момента выдачи грузов, багажа, грузобагажа или их выгрузки. Перевозчик обязан дать грузополучателю, пассажиру, получателю мотивированный ответ на указанное заявление в течение трех суток, а в отношении продовольственного и скоропортящегося грузов в течение одних суток со дня получения заявления. При обоснованности указанного заявления сбор за хранение груза, багажа, грузобагажа за время необоснованной задержки составления коммерческого акта с грузополучателя, пассажира, получателя не взимается.
Перевозчик обязан составить коммерческий акт, если он обнаружил указанные в настоящей статье обстоятельства или если на наличие хотя бы одного из таких обстоятельств указали грузополучатель, пассажир, получатель.
Представители сторон, участвующие в составлении коммерческого акта, обязаны подписать коммерческий акт. При несогласии с содержанием коммерческого акта представители сторон вправе изложить свое мнение.
Для удостоверения иных не предусмотренных настоящей статьей обстоятельств оформляются акты общей формы и другие акты. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Комментарий к статье 119
1. Комментируемая статья несколько изменена по сравнению с ТУЖД в связи со структурными реформами железнодорожного транспорта. Так, из нее исключены слова "железная дорога" и добавлено слово "перевозчики", т.к. в настоящее время вместо монопольного перевозчика - железной дороги в качестве перевозчика могут выступать любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, отвечающие требованиям, предусмотренным законодательством (см. ст. 2). Из текста статьи убраны устаревшие положения (например, в каком порядке должны пересылаться коммерческие акты), а также повторяющиеся положения. Текст статьи лучше отредактирован. Вместе с тем в статье сохранены многие ранее внесенные положения правил перевозок грузов и Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа, что, несомненно, повышает значение коммерческого акта, поскольку Устав утвержден Федеральным законом.
2. Коммерческий акт является документом, удостоверяющим обстоятельства, которые служат основанием для ответственности перевозчика, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), портов, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, пассажиров при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом.
Коммерческий акт необходим при предъявлении к перевозчику претензии и иска в случае недостачи, повреждения, порчи груза или грузобагажа (см. комментарий к ст. 120). Он является важным доказательством, служащим основанием для возложения ответственности за несохранную перевозку на стороны перевозочного процесса. Анализ коммерческих актов позволяет правоохранительным органам, перевозчику проводить расследования причин и выявлять виновных в хищениях, недостачах, порче и повреждениях грузов.
3. В комментируемой статье содержится исчерпывающий перечень обстоятельств, для удостоверения которых составляется коммерческий акт. Им оформляется несохранная перевозка, вызванная несоответствием наименования, массы, количества мест груза, багажа, грузобагажа данным, содержащимся в перевозочных документах, а также в случае их повреждения (порчи). В последнем случае в акте указываются возможные причины повреждения (порчи). Оформление коммерческим актом невозвращения перевозчику похищенных грузов, багажа, грузобагажа связано с обеспечением их сохранности в дальнейшем, а также в целях облегчения расследования причин, вызвавших хищение.
В случае непередачи перевозчиком груза на путь необщего пользования в течение 24 часов после оформления документов о выдаче груза коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя. Во всех остальных случаях перевозчик обязан составить коммерческий акт, если он сам обнаружил перечисленные в комментируемой статье обстоятельства или если на наличие хотя бы одного из них указал грузополучатель (получатель) груза, багажа или грузобагажа.
Несохранная перевозка, установленная перевозчиком при выгрузке им грузов из вагонов в склады и на площадки станции, оформляется коммерческим актом. В случае выдачи таких грузов при наличии несоответствия данных этого акта с обнаруженными при выдаче составляется новый коммерческий акт.
При выдаче груза, прибывшего на станцию назначения с коммерческим актом попутной станции, и отсутствии разницы между данными этого акта и фактическим наличием и состоянием груза новый коммерческий акт не составляется. На акте попутной станции делается отметка о том, что при проверке груза разницы по сравнению с этим актом не оказалось. Только в случае несоответствия сведений, имеющихся в акте попутной станции, данным проверки груза (багажа, грузобагажа) на станции назначения составляется новый коммерческий акт. Коммерческий акт не составляется в тех случаях, когда разница массы груза не превышает норму естественной убыли массы и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто.
О составлении коммерческого акта на станции отправления или попутной станции делается на оборотной стороне накладной отметка, в которой указываются номер, дата и в связи с чем составлен акт. Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика.
О составлении коммерческого акта на станции назначения отметка на оборотной стороне накладной делается по требованию грузополучателя. В случае, когда в накладной имеется отметка попутной станции о составлении коммерческого акта, но в документах на станции назначения груза его не оказалось, перевозчик по результатам выдачи обязан составить новый коммерческий акт. Отсутствие на момент выдачи груза коммерческого акта попутной станции не служит причиной его непризнания (независимо от наличия или отсутствия отметки в накладной).
4. Перевозчик обязан проверять на станции назначения при выдаче груза его состояние, массу и количество мест в случаях, указанных в ст. 41 Устава (см. комментарий к ней). Тогда проверка осуществляется без заключения отдельного договора перевозчика с грузоотправителем. Но по просьбе грузополучателя перевозчик может принимать участие и в проверке, когда она не является обязательной (т.е. груз прибыл на станцию назначения в срок доставки без признаков несохранности). В этом случае основанием для выдачи груза с проверкой является договор, заключенный сторонами. Если при проверке обнаружены недостача, повреждение (порча) груза, перевозчик обязан определить размер фактической несохранности, составить коммерческий акт и выдать его грузополучателю (см. комментарий к ст. 42).
Когда перевозчик выдает груз без проверки, то грузополучатель (получатель) в случае обнаружения недостачи, повреждения (порчи) груза не вправе требовать от станции оформления несохранности коммерческим актом. Из этого правила есть исключения, а именно: когда перевозчик выдает груз без проверки, а после вскрытия вагона или контейнера будут обнаружены их неисправность, имеющая скрытый характер, и одновременно утрата, недостача, повреждение груза, происшедшие в связи с неисправностью этих перевозочных средств, грузополучатель вправе потребовать от перевозчика выдачи груза с проверкой и оформлением результатов выдачи коммерческим актом.
Если после выдачи без проверки скоропортящегося груза, перевозимого с охлаждением, при вскрытии рефрижераторного вагона будет установлена порча груза, характер которой свидетельствует о том, что она могла произойти во время перевозки, грузополучатель вправе немедленно приостановить разгрузку вагона, потребовать от станции совместной проверки груза и оформления ее результатов коммерческим актом (п. 22 Инструктивных указаний Госарбитража СССР от 29 марта 1968 г. N И-1-9). Эти Указания применяются на практике арбитражными судами, т.к. они не противоречат сути законодательства.
5. В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или его оформления с нарушениями установленных требований грузополучатель, получатель, пассажир имеют право обжаловать эти действия (бездействие) путем подачи заявления перевозчику. Заявление подается в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, в течение трех суток, а в отношении продовольственного и скоропортящегося груза - в течение одних суток. Этот срок исчисляется в течение одних суток с момента выдачи груза (багажа, грузобагажа) или его выгрузки (см. п. 6 комментария). В Уставе и Правилах составления актов не указаны последствия пропуска срока подачи заявления. Представляется, что, когда срок пропущен по форс-мажорным обстоятельствам (непреодолимая сила), при авариях и т.п. причинам, перевозчик обязан рассмотреть заявление по существу. Заявитель при необходимости может приложить обосновывающие заявление документы.
Перевозчик обязан дать заявителю мотивированный ответ в отношении продовольственных и скоропортящихся грузов в течение одних суток, в отношении других грузов (багажа, грузобагажа) - трех суток со дня получения заявления. При признании обоснованности заявления перевозчик должен составить коммерческий акт или заменить неправильно оформленный. В этом случае сбор за хранение груза (багажа, грузобагажа) за время необоснованной задержки составления коммерческого акта с заявителя не взимается.
6. Коммерческий акт должен составляться в сроки, указанные в комментируемой статье. При выгрузке груза, багажа и грузобагажа в местах общего пользования - в день выгрузки. На практике зачастую случается, что несохранная перевозка при выгрузке грузов в местах общего пользования обнаружена только в момент выдачи груза грузополучателю (получателю). В таких случаях коммерческий акт составляется в день выдачи груза.
При выгрузке грузов в местах необщего пользования коммерческий акт составляется в день выгрузки грузов, при этом их проверка должна производиться в процессе выгрузки или непосредственно после выгрузки грузов. В пути следования грузов, багажа и грузобагажа - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.
При невозможности составления коммерческого акта в указанные сроки он должен составляться в течение следующих суток.
Необоснованная задержка в составлении коммерческого акта свыше установленного срока может повлечь ответственность перевозчика в соответствии с законодательством.
7. Коммерческий акт при указанных в комментируемой статье обстоятельствах составляется по результатам выдачи каждой отправки груза.
Однако особый порядок составления коммерческого акта установлен при выдаче перевозчиком однородных грузов, перевезенных отдельными отправками навалом или насыпью, от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя, когда они прибыли в исправных вагонах без признаков утраты. В данном случае недостача и излишки грузов, обнаруженные по всем отправкам за данные календарные сутки, определяются с учетом естественной убыли массы и погрешности измерения массы нетто. По результатам проверки всей партии одновременно выданных грузов составляется один коммерческий акт, когда обнаружена недостача груза, превышающая норму естественной убыли массы и значение предельного расхождения массы нетто, определенной на станции назначения, по сравнению с определенной на станции отправления. При обнаружении в этом случае излишков груза коммерческий акт составляется с учетом значения предельного расхождения массы нетто, определенной на станции назначения, по сравнению с определенной на станции отправления.
Особый порядок составления коммерческих актов предусмотрен и при перевозке грузов навалом, насыпью, наливом с перевалкой или перегрузкой в пути следования. Недостача или излишки таких грузов, отгруженных одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывших в исправных вагонах без признаков утраты в пути следования, определяются по результатам проверки всей партии одновременно выданных грузов. Обнаруженные недостача или излишки грузов оформляются, как правило, одним коммерческим актом. Вместе с тем допускается и иной порядок составления коммерческого акта, о чем свидетельствуют слова "как правило".
8. Составляется коммерческий акт в трех экземплярах на бланках установленной формы, которые являются документами строгой отчетности. Никакие подчистки, помарки, исправления при заполнении бланка не допускаются.
Порядок составления акта и сведения, подлежащие включению в него, подробно указаны в комментируемой статье. Особое внимание перевозчику и грузополучателю следует уделять описанию в коммерческом акте запорно-пломбировочных устройств, установленных на вагоне или контейнере. При отсутствии в коммерческом акте указаний о наличии и состоянии знаков на пломбах, предусмотренных правилами перевозок, ответственность за несохранность груза возлагается на перевозчика, если он не докажет отсутствие своей вины (п. 6 Инструктивных указаний Госарбитража СССР от 12 мая 1971 г. N И-1-14).
9. Коммерческий акт подписывает перевозчик, а также грузополучатель (получатель), пассажир, если они участвуют в проверке груза, багажа или грузобагажа. Ранее в правилах перевозок содержалась норма, устанавливающая, какой работник железной дороги мог подписывать коммерческий акт. Теперь сам перевозчик решает, какие его работники могут подписывать этот акт. От лица грузополучателя коммерческий акт подписывает его руководитель или уполномоченный представитель, имеющий соответствующую доверенность.
Когда проверку массы тары вагона и проверку массы вагона с грузом при взвешивании определяют разные представители перевозчика, их фамилии указываются в коммерческом акте, а сам акт подписывает только представитель, проверявший массу тары вагона. Коммерческий акт, составленный перевозчиком при выгрузке им груза из вагонов в склады и на площадки станции, подписывается представителем перевозчика. Но, если выгрузка сопровождалась одновременно выдачей груза, коммерческий акт подписывается представителями перевозчика и грузополучателя.
Представители сторон, участвующие в составлении коммерческого акта, не вправе отказаться от его подписания. При несогласии с его содержанием соответствующий представитель может изложить свое мнение. В установленной форме коммерческого акта отсутствует графа, в которой представитель мог бы сделать подобную запись. На практике представитель рядом со своей подписью в коммерческом акте указывает "с особым мнением (или разногласиями)", а к коммерческому акту прилагается текст особого мнения.
Лица, составившие или подписавшие коммерческий акт, содержащий недостоверную информацию, несут ответственность, установленную законодательством.
10. По требованию грузополучателя, пассажира перевозчик обязан в течение трех дней выдать коммерческий акт. Полагаем, что этот трехдневный срок исчисляется с момента получения требования. Требовать выдачи коммерческого акта может представитель получателя, имеющий на это доверенность. В Правилах составления актов не содержится указания, в какую форму (письменную или устную) должно облекаться такое требование. Следовательно, достаточно, чтобы требование было изложено устно.
Представляется, что отказ в выдаче составленного коммерческого акта целесообразно обжаловать в письменном виде. Наличие письменного заявления об обжаловании может послужить дополнительным доводом при предъявлении претензии и иска к перевозчику.
Коммерческий акт выдается представителю грузополучателя под расписку на экземпляре этого акта, остающемся у перевозчика.
На одну отправку груза могут составляться несколько коммерческих актов. Так, если в пути следования был составлен коммерческий акт о несохранности груза, удостоверяющий обстоятельства, за которые несет ответственность грузоотправитель, то перевозчик обязан на станции назначения выдать грузополучателю такой акт, кроме акта, составленного при выдаче груза.
При утрате получателем коммерческого акта, полученного от перевозчика, новый акт не выдается.
11. Если коммерческий акт, составленный на недостачу груза, выдан грузополучателю, а затем недостающий груз прибыл на станцию назначения по досылочному документу, то об этом делается отметка на всех экземплярах этого акта. Грузополучатель обязан вернуть перевозчику полученный им экземпляр коммерческого акта.
12. Акты общей формы также служат основанием для ответственности участников железнодорожной перевозки. Ими удостоверяются иные обстоятельства, не требующие составления коммерческого акта.
В отличие от коммерческих актов, оформляемых только в определенных случаях, перечень которых указан в ст. 119 Устава и является исчерпывающим, акты общей формы составляются как в случаях, предусмотренных п. 3.1 Правил составления актов, так и во всех иных случаях, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов.
Правила составления актов общей формы регламентируют общий порядок составления этих актов, а также условия и порядок их составления для фиксирования конкретных обстоятельств (например, подачи под погрузку средствами грузоотправителя неочищенных порожних вагонов, контейнеров, с открытыми дверьми и т.п., если такая подача предусмотрена договором; задержки перевозочных средств в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки; обнаружения в пути следования вагонов, контейнеров с неисправными запорно-пломбировочными устройствами, наличием доступа к грузу; обнаружения при перевозке поврежденной автотранспортной техники, недостачи их деталей и узлов; причины задержки вагонов, контейнеров для взыскания платы за их пользование).
Во всех случаях в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При обнаружении несохранной перевозки в акте, в частности, указываются сведения: об обнаруженных неисправностях, о результатах проверки груза, о состоянии запорно-пломбировочных устройств, закруток, запоров на дверях и люках, о состоянии погрузки грузов. В акте также необходимо указать способ устранения возможности доступа к грузу.
13. Существенное значение имеет соблюдение порядка подписания акта общей формы. Ни перевозчик, ни грузополучатель (грузоотправитель, владелец железнодорожного пути необщего пользования, иные юридические лица) не имеют права отказаться от подписания акта общей формы, когда их подписи предусмотрены технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов. При несогласии с содержанием акта каждая из сторон вправе изложить свое мнение и в акте напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражениями".
Текст разногласий (возражений) должен быть направлен перевозчику в день составления акта либо не позднее следующих суток после дня составления акта. В правилах не содержится указания о порядке направления текста разногласий. Представляется, что он может быть отправлен по телеграфу, почтовым отправлением, электронной почтой, по факсу.
При отказе или уклонении грузополучателя от подписания акта и изложения своего мнения (что вряд ли является целесообразным!) перевозчик в строке акта "подпись" делает отметку "От подписи отказался", а на оборотной стороне акта указывает фамилию и инициалы уполномоченного представителя грузополучателя (иного юридического или физического лица), которому был предъявлен акт на подпись, и что последний от его подписания отказался. Кроме того, на оборотной стороне акта указываются фамилии, инициалы и должности уполномоченных представителей перевозчика, которые своими подписями заверяют факт уклонения грузополучателя от подписания акта. И в этом случае грузополучатель не позднее следующих суток со дня составления акта также должен направить перевозчику свои возражения или разногласия по содержанию акта и причине его неподписания.
Когда акт общей формы составляется только перевозчиком, т.е. без участия грузоотправителя, грузополучателя или иных юридических и физических лиц либо их представителей (например, когда акт составляется в пути следования), он должен быть подписан не менее чем двумя лицами перевозчика, участвующими в удостоверении обстоятельств, которые послужили основанием для составления акта. При перевозке груза с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей (уполномоченных ими лиц) акт может подписываться сопровождающими груз лицами.
Допускается оформление акта общей формы в пути следования одним уполномоченным представителем перевозчика на основании данных, переданных ему по телефону или радиосвязи с соблюдением порядка, установленного п. 3.5 Правил составления актов.
Строгое соблюдение порядка составления акта общей формы и его подписание имеют большое значение при разрешении споров, вытекающих из перевозки грузов, багажа, грузобагажа.
14. При необходимости определения причин, вызвавших несохранную перевозку, и установления размера фактической недостачи, повреждения (порчи) груза производится экспертиза. Порядок проведения экспертизы предусмотрен ст. 42 Устава и п. 32 Правил выдачи грузов. О проведении экспертизы составляется акт (форма ГУ-104), который подписывается экспертом и другими специалистами, привлеченными для ее проведения перевозчиком, и представителем грузополучателя, если он участвовал в экспертизе. О составлении акта экспертизы делается отметка в коммерческом акте (п. 9 Правил составления актов).
15. Комментируемая статья предусматривает составление иных актов в порядке, установленном правилами перевозок грузов, а также правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.
При несохранных перевозках особое значение имеет акт о техническом состоянии вагонов, контейнеров (форма ГУ-106). В случае обнаружения течи, порчи или подмочки груза вследствие неисправного состояния вагона или контейнера, кроме коммерческого, составляется названный акт. Он должен составляться в день обнаружения неисправности вагона, контейнера и не позднее дня составления коммерческого акта. Акт о техническом состоянии вагона, контейнера оформляется на бланке установленной формы. Особое внимание при оформлении акта следует уделять описанию выявленной неисправности вагона, контейнера и причинам ее возникновения. В акте дается заключение о возможности утраты или порчи груза вследствие наличия выявленной неисправности.
При вскрытии вагона, контейнера, полуприцепа, автомобиля, трактора или другой самоходной техники для проведения пограничного, таможенного, карантинного, фитосанитарного, ветеринарного и других видов контроля и проверок составляется акт формы ИНУ-49. Порядок составления акта указан в п. 5 Правил составления актов.
Акт о повреждении вагона (форма ВУ-25) составляется во всех случаях повреждения вагона, подлежащего капитальному, деповскому, текущему ремонту или исключению его из инвентаря, а также при столкновении и сходе с рельсов колесной пары вагона (даже при отсутствии повреждения самого вагона). Акт о повреждении составляется на каждый вагон, в нем указываются причины и перечень повреждений, объем работ и вид необходимого ремонта, а также стоимость поврежденных деталей и восстановления вагона. Порядок составления и содержание указанного акта, условия его подписания указаны в п. 6 Правил составления актов. Аналогичным образом составляется акт о повреждении контейнера - форма ВУ-25к (п. 7 Правил составления актов). Недослив цистерны (бункера полувагона), обнаруженный в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции, оформляется актом формы ГУ-7а. Порядок составления акта и его содержание определены п. 8 Правил составления актов.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 119. Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.. Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:
Вернутся в раздел Комментарии к законам