Комментарии к законам

Статья 118. Перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, грузобагажа (при повагонной отправке) в случае, если:. груз, грузобагаж прибыли в исправных вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, либо исправных вагоне, контейнере без перегрузки в пути следования с исправной защитной маркировкой или исправной увязкой, а также при отсутствии признаков, свидетельствующих о несохранности груза, грузобагажа;



недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза в открытом железнодорожном подвижном составе;
перевозка груза, грузобагажа осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя);
недостача груза, грузобагажа не превышает норму естественной убыли и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто груза, грузобагажа;
утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли в результате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем, отправителем в транспортной железнодорожной накладной, заявлении на отправку грузобагажа;
грузобагаж прибыл в исправных таре или упаковке;
перевозка продовольственных и скоропортящихся грузов осуществлялась как перевозка грузобагажа под ответственность отправителя, если они были доставлены в срок.
В указанных в настоящей статье случаях перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если предъявитель претензии докажет, в том числе при необходимости с привлечением независимых экспертов и в порядке, установленном статьей 42 настоящего Устава, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли по вине перевозчика.
Комментарий к статье 118
1. В комментируемой статье содержится исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии хотя бы одного из которых перевозчик освобождается от ответственности за несохранную перевозку груза или грузобагажа (только при его повагонной отправке).
Для освобождения от ответственности перевозчику необходимо только доказать, что имели место обстоятельства (одно или несколько), перечисленные в этой статье. Доказывать отсутствие вины в несохранной перевозке перевозчик не должен, т.е. в данном случае действует презумпция его невиновности. Однако лицо, предъявившее претензию, вправе представлять доказательства, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли по вине перевозчика. Одним из таких доказательств может являться экспертиза, проведенная независимыми экспертами в порядке, предусмотренном ст. 42 Устава (см. комментарий к ней).
Следует отметить, что в ст. 796 ГК нет указаний на возможность возложения на грузоотправителя, грузополучателя или иное лицо, предъявившее претензию, обязанности доказывать вину перевозчика в несохранной перевозке. Однако в ст. 784 ГК, содержащей общие положения о перевозке, указывается, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами. Поэтому положения комментируемой статьи не противоречат ГК.
Придание перечню исчерпывающего характера означает, что никакие иные обстоятельства, не перечисленные в этой статье, не освобождают перевозчика от обязанности доказывать отсутствие вины в несохранной перевозке.
2. В абз. 1 ч. 1 комментируемой статьи указано, что перевозчик освобождается от ответственности, если груз, грузобагаж прибыли в исправном вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, либо в исправном подвижном составе без перегрузки в пути следования с исправной защитной маркировкой или исправной увязкой, а также при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза, грузобагажа. Приведенные в этом абзаце данные свидетельствуют о том, что перевозчик полностью выполнил свои обязанности по доставке груза, грузобагажа в сохранном виде, а именно: груз, грузобагаж прибыли на станцию назначения в том же вагоне, контейнере, в которые они были погружены грузоотправителем на станции отправления без перегруза в пути следования. Перевозочные средства находятся в исправном состоянии, т.е. отсутствуют повреждения (например, стенки вагона, контейнера) либо иные дефекты (например, все люки закрыты). Запорно-пломбировочные устройства не нарушены и находятся в таком же состоянии, в каком они были установлены грузоотправителем (п. 5.1 Правил выдачи грузов).
Порядок установки запорно-пломбировочных устройств определен ст. 28 Устава и Правилами пломбирования вагонов и контейнеров. Вместе с тем в названных Правилах содержится перечень грузов, перевозка которых в перевозочных средствах допускается без запорно-пломбировочных устройств, но с обязательным использованием закруток. В случае отсутствия дефектов перевозчик устанавливает факт наличия закрутки и ее исправность (п. 5.1 Правил выдачи грузов).
При перевозке грузов в открытом подвижном составе свидетельством исправной перевозки является отсутствие перегрузки в пути следования, а также наличие исправной защитной маркировки или исправной увязки (необходимость применения грузоотправителем защитной маркировки либо увязки груза устанавливается правилами). Перечень признаков исправной перевозки, указанных в комментируемом абзаце, не является исчерпывающим, т.к. в нем содержится ссылка на наличие других признаков, свидетельствующих о сохранности груза, грузобагажа. Во всяком случае эти признаки должны удостоверить, что с момента приема груза к перевозке до момента выдачи отсутствовал доступ к грузу либо возможность его изъятия.
3. Перевозка груза в открытом подвижном составе связана с определенным риском, вызванным тем, что он подвергается воздействию неблагоприятных погодных условий: дождя, снега, града, повышенной атмосферной влажности, ветров, - что усугубляется значительной скоростью движения поездов. Если эти естественные причины вызвали несохранную перевозку, на перевозчика не может возлагаться имущественная ответственность, т.к. отсутствует его вина в утрате, недостаче, повреждении (порче) груза (абз. 2 ч. 1 комментируемой статьи).
В соответствии со ст. 23 Устава МПС утвердило Перечень грузов, перевозка которых допускается в открытом подвижном составе. Если в нарушение названного перечня перевозчик принял груз к перевозке, который нельзя перевозить в открытом подвижном составе, то в случае несохранной перевозки он не вправе обосновывать свою невиновность ссылкой на комментируемую статью. В этом случае перевозчик должен доказывать отсутствие вины в несохранной перевозке на общих основаниях по правилам ст. 95 Устава.
4. В соответствии с абз. 3 ч. 1 комментируемой статьи перевозчик освобождается от ответственности за необеспечение сохранности груза, грузобагажа, если перевозка осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя. Перечень грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с МВД России. Охрану таких грузов осуществляют грузоотправитель, грузополучатель или уполномоченные ими лица по договору (см. ст. 17 и комментарий к ней). Правила перевозок грузов с сопровождением и охраной определяют условия и порядок сопровождения грузов проводниками. Оно осуществляется на всем пути следования в пределах России от момента приема груза к перевозке до момента его выдачи. Проводник, в частности, обязан обеспечивать сохранность сопровождаемых грузов, наблюдать за состоянием крепления и его устойчивостью в вагоне, принимать меры по его предохранению от порчи.
Поэтому в данных условиях ответственность за несохранность груза, грузобагажа не может возлагаться на перевозчика.
В качестве проводников могут привлекаться по договору уполномоченные грузоотправителями, грузополучателями, в т.ч. лица ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта либо иных органов исполнительной власти. На этих проводников полностью распространяются правила о сопровождении и охране грузов. Перевозчик не несет ответственности за несохранную перевозку на том основании, что груз сопровождал проводник ведомственной охраны или иное уполномоченное грузоотправителем (грузополучателем) лицо. В этом случае грузоотправитель (грузополучатель) вправе требовать возмещения убытков, вызванных несохранной перевозкой, от лиц, на которых он по договору возложил обязанность сопровождать и охранять груз.
Следует отметить, что сопровождение груза проводником грузоотправителя (грузополучателя) не является безусловным основанием освобождения перевозчика от ответственности за несохранность.
Как свидетельствует практика, грузоотправитель, грузополучатель вправе доказывать, что несохранная перевозка произошла по вине перевозчика, а не по причинам, зависящим от проводника. Например, при нарушении правил производства маневровой работы в результате сильного соударения вагонов был поврежден груз, хотя он был размещен и закреплен в соответствии с техническими условиями.
5. Статья 41 Устава и п. 28 Правил выдачи грузов устанавливают, что масса груза считается правильной, т.е. соответствующей сведениям, указанным в накладной, если разница между массами, определенными на станциях отправления и назначения, не превышает значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто и норму естественной убыли (см. комментарий к ст. 41). Исходя из этого, перевозчик не отвечает за недостачу груза, грузобагажа, если она не превышает указанные показатели (норму естественной убыли и значение предельного расхождения массы нетто).
6. Грузоотправитель обязан указать в накладной на перевозку груза и в заявлении на отправку грузобагажа предусмотренные Уставом и правилами сведения об их свойствах. Искажение этих сведений может повлечь обстоятельства, влияющие на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также вызвать несохранные перевозки (см. ст. 27 и комментарий к ней). За такое правонарушение виновный грузоотправитель несет ответственность, предусмотренную ст. 98 Устава (см. комментарий к ней). Поэтому перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, грузобагажа, если они произошли в результате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем в накладной или отправителем в заявлении на отправку грузобагажа (абз. 5 ч. 1 комментируемой статьи).
7. Грузобагаж может перевозиться повагонной отправкой (перевозка осуществляется в отдельном вагоне по одному перевозочному документу - ст. 17 Устава) или мелкой отправкой, для транспортировки которой не требуется предоставления отдельного вагона или контейнера. Прибытие мелкой отправки грузобагажа на станцию назначения в исправных таре или упаковке свидетельствует о том, что в пути следования к нему не было доступа. Это обстоятельство освобождает перевозчика от ответственности за его несохранность (абз. 6 ч. 1 комментируемой статьи).
8. В соответствии со ст. 8 Устава в договорах перевозчика с грузоотправителем могут устанавливаться особые условия перевозки грузов. Такие договоры заключаются, если свойства груза, его состояние или предлагаемые грузоотправителем условия перевозки не предусмотрены соответствующими правилами (см. комментарий к ст. 8). Так, перевозка скоропортящихся грузов на особых условиях осуществляется, в частности, при использовании подвижного состава, в котором не предусмотрена транспортировка этих грузов в соответствии с правилами (п. 1.4 Правил перевозок скоропортящихся грузов). Перевозка продовольственных и скоропортящихся грузов осуществляется как перевозка грузобагажа под ответственность грузоотправителя, что исключает ответственность перевозчика за их несохранность при условии, если грузы были доставлены в срок (абз. 7 ч. 1 комментируемой статьи).
Глава VIII. АКТЫ, ПРЕТЕНЗИИ, ИСКИ




Вернутся в раздел Комментарии к законам