Снятие запорно-пломбировочных устройств с вагонов стороной, принимающей грузы с транспорта другого вида, а равно опломбирование вагонов, загруженных в портах, на автомобильных станциях стороной, передающей грузы на транспорт другого вида, осуществляется в соответствии с правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.
При установлении стороны, виновной в утрате, недостаче или повреждении (порче) грузов, ответственность несет виновная сторона.
В случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) грузов при перевозках в прямом смешанном сообщении ответственность перед грузополучателем несет перевозчик соответствующего вида транспорта, выдающий грузы. При этом указанный перевозчик вправе предъявить требование о возмещении убытков к перевозчику соответствующего вида транспорта или осуществляющей перевалку грузов организации, по вине которых допущены утрата, недостача или повреждение (порча) грузов.
Комментарий к статье 79
1. В ч. 1 комментируемой статьи установлено, что ответственность за несохранность грузов до их фактической передачи лежит на сдающей стороне, а после фактической передачи - на принимающей стороне.
2. Передача грузов в транспортных средствах в пунктах перевалки осуществляется по передаточным ведомостям, которые представляют собой правовой документ, отражающий движение груза в процессе его перевалки: время предъявления к передаче каждой партии груза, время фактического приема груза принимающей стороной и т.д. Как правило, сдающая сторона вручает передаточную ведомость принимающей стороне только тогда, когда груз готов к передаче. На всех экземплярах передаточных ведомостей сдающая и принимающая стороны обязаны проставить календарные штемпеля дня предъявления передаточных ведомостей. В передаточной ведомости дается также краткая характеристика самого груза. Особенно следует отметить, что передаточная ведомость является одним из основных документов при перевалке грузов в прямом смешанном сообщении, имеет важное доказательственное значение при возникновении споров между перевозчиками. Передаточная ведомость, свидетельствующая о фактической передаче груза, имеет большое значение для разграничения ответственности транспортных организаций за сохранность грузов, т.к. именно с момента передачи груза ответственность за его сохранность возлагается на транспортную организацию, принимающую груз в пункте перевалки.
Охрана груженых вагонов в портах производится средствами портов. Следовательно, обеспечение сохранности грузов в вагонах в период нахождения их на территории порта осуществляется последним, независимо от того, передан ему груз в вагонах перевозчиком железнодорожного транспорта или нет.
3. Если при передаче грузов в пункте перевалки будут обнаружены недостача, повреждение (порча) груза либо несоответствие контрольных знаков на запорно-пломбировочном устройстве знакам, указанным грузоотправителем в накладной, сдающая сторона обязана проверить находящийся в вагоне или контейнере груз по вложенной фактуре, составить коммерческий акт о результатах проверки и опломбировать вагон или контейнер своим запорно-пломбировочным устройством, о чем сделать соответствующую запись в коммерческом акте с указанием контрольных знаков, наложенных после проверки, с указанием в передаточной ведомости даты и номера акта (см. Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении).
4. Если при передаче груза с одного вида транспорта на другой наружная упаковка грузовых мест или сам груз будут иметь повреждение и внешние недостатки, которые не могут повлечь дальнейшего повреждения или порчи груза, сдающая сторона может передать такой груз принимающей стороне без устранения этих дефектов тары и груза, но с обязательным их перечислением и описанием в коммерческом акте, составляемом сдающей стороной и вручаемом принимающей стороне перед оформлением передаточной ведомости. При выдаче таких грузов порты и железнодорожные станции назначения обязаны составляемые ими по требованию получателей коммерческие акты увязывать с содержанием актов, составленных в пункте перевалки.
5. Коммерческий акт, составленный в пункте перевалки, выполняет две функции. Он устанавливает обстоятельства, на основе которых впоследствии решается вопрос об ответственности за несохранность перевозимого в вагоне, контейнере груза отправителя или транспортной организации. Кроме того, в случае отсутствия вины отправителя на основании данных коммерческого акта ответственность распределяется между соперевозчиками. Так как Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении указывают на коммерческий акт как на единственную форму фиксации соответствующих обстоятельств, последние не могут подтверждаться никакими другими средствами доказывания. Если из материалов дела усматривается, что несохранность не была зафиксирована коммерческим актом пункта перевалки, то при отсутствии данных об ответственности грузоотправителя взыскание относится на конечного перевозчика.
6. В комментируемой статье не конкретизируется, кто осуществляет снятие запорно-пломбировочных устройств с вагонов в пунктах перевалки и пломбирование таких вагонов в пунктах перевалки. Это прерогатива Правил перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.
7. При перевозках грузов в прямом смешанном сообщении все перевозчики являются самостоятельными участниками единого обязательства по перевозке грузов. В связи с этим каждый перевозчик отвечает за свою вину в ненадлежащем исполнении этого обязательства перед заявителем претензии или иска. Претензии, возникающие из перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются к транспортной организации назначения, которая несет ответственность перед грузополучателем за утрату, недостачу или повреждение (порчу) грузов (если это будет установлено).
При этом транспортная организация назначения вправе предъявить требование о возмещении убытков к перевозчику соответствующего вида транспорта или осуществляющей перевалку грузов организации, по вине которых допущены утрата, недостача или повреждение (порча) грузов.
Глава VI. ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОБАГАЖА
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 79. Ответственность за несохранность грузов до передачи их с транспорта одного вида на транспорт другого вида лежит на стороне, передающей грузы, после передачи - на стороне, принявшей грузы. Передача грузов осуществляется в порядке, установленном правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.. Охрана груженых и порожних вагонов в портах обеспечивается портами.
Вернутся в раздел Комментарии к законам