Комментарии к законам

Статья 58. Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.. В случаях, если по прибытии составов или групп вагонов (груженых или порожних) грузоотправители, грузополучатели или обслуживающий грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования выполняют своими средствами технологические операции, которые являются обязанностью перевозчика, время на выполнение этих операций не включается в оплачиваемое время пользования вагонами. Продолжительность этих операций оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или в договоре на подачу и уборку вагонов.



За работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 58
1. При заключении договоров, связанных с эксплуатацией железнодорожных путей необщего пользования, и договоров, связанных с подачей и уборкой вагонов, должны учитываться технология работы железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технология работы железнодорожного пути необщего пользования. Каждая из производственных операций должна быть осуществлена с учетом технических возможностей в минимальный срок.
В комментируемой статье предусмотрено, что в соответствующих случаях такие договоры заключаются с учетом единого технологического процесса (далее - ЕТП).
2. ЕТП разрабатывается для железнодорожных путей необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользования и имеющих среднесуточный грузооборот 100 и более вагонов. При согласии сторон ЕТП может разрабатываться и с меньшим грузооборотом.
3. Проект ЕТП разрабатывается совместной комиссией, в состав которой входят представители владельца инфраструктуры и владельца железнодорожного пути необщего пользования. По согласованию сторон к разработке проекта ЕТП могут привлекаться перевозчики и другие организации.
Для разработки проекта ЕТП и определения его условий комиссия производит обследование железнодорожного пути необщего пользования и его технической оснащенности. Результаты обследования оформляются актом обследования железнодорожного пути необщего пользования.
Для разработки проекта ЕТП владелец железнодорожного пути необщего пользования до начала работы представляет комиссии:
масштабную схему пути необщего пользования;
ведомость локомотивов (с указанием локомотивов рабочего парка, их серий и специализации);
ведомость погрузочно-разгрузочных устройств и механизмов, обустройств для восстановления сыпучести грузов и установок для проведения профилактики против смерзаемости грузов;
ведомость экипировочных, весовых, дозировочных и других установок и устройств, связанных с погрузкой, выгрузкой и продвижением вагонов, и характеристику таких установок и устройств;
объемы прибытия и отправления грузов в вагонах в целом и с разбивкой по родам грузов и по грузовым пунктам;
баланс подвижного состава с поступающими и отправляемыми грузами с указанием мест погрузки, выгрузки;
инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования;
выписки из техническо-распорядительных актов промышленных станций на железнодорожных путях необщего пользования и другие документы, предусмотренные Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
Владелец инфраструктуры представляет комиссии следующую информацию, необходимую для разработки ЕТП:
схему станции примыкания;
выписку из графика движения поездов на примыкающих к станции участках;
сведения о минимальных и максимальных размерах прибытия, отправления, погрузки и выгрузки за анализируемый период;
данные о погрузке по дням недели за анализируемый период;
перечень и порядок использования технических устройств станции, связанных с обслуживанием данного пути необщего пользования;
сведения об информационных системах, используемых на станции примыкания.
ЕТП оформляется в двух экземплярах.
Разработанный и утвержденный владельцем инфраструктуры проект ЕТП направляется владельцу железнодорожного пути необщего пользования, который утверждает проект полученного ЕТП и возвращает его владельцу инфраструктуры в месячный срок.
Если при утверждении проекта ЕТП у владельца железнодорожного пути необщего пользования возникнут возражения по его условиям, то наряду с утверждением проекта ЕТП он составляет протокол разногласий с обоснованием своих позиций и направляет его владельцу инфраструктуры.
Владелец инфраструктуры в течение месяца с даты получения проекта ЕТП с разногласиями рассматривает его. О дате совместного рассмотрения разногласий владелец инфраструктуры заблаговременно извещает владельца железнодорожного пути необщего пользования. Оставшиеся неурегулированными разногласия оформляются протоколом и направляются в федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Указанный орган совместно с владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожного пути необщего пользования рассматривает неурегулированные разногласия и принимает по ним согласованное решение.
Споры, возникающие между перевозчиками и владельцами железнодорожных путей необщего пользования при разработке единого технологического процесса, арбитражным судам не подведомственны.
4. Весьма важное значение при заключении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов имеют технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования.
Порядок разработки и определения технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (далее - технологические нормы на погрузку и выгрузку грузов) устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Технологические нормы на погрузку и выгрузку грузов на местах необщего пользования включают в себя время, затрачиваемое на погрузку и выгрузку грузов механизированным или немеханизированным способами с учетом затрат времени на подготовительные, вспомогательные и заключительные операции.
Технологические нормы на погрузку и выгрузку грузов используются при:
разработке технологического процесса работы грузовой станции;
разработке единого технологического процесса работы железнодорожного пути необщего пользования и станции примыкания;
расчете срока оборота вагонов;
определении перерабатывающей способности железнодорожного пути необщего пользования, которая учитывается при приеме заявок грузоотправителей на перевозку грузов в части соответствия размеров погрузки выгрузочным возможностям грузополучателей.
Технологические нормы на погрузку и выгрузку грузов устанавливаются Методикой по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утвержденной МПС <*>.
--------------------------------
<*> В настоящее время - федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
5. Грузоотправители, грузополучатели или обслуживающий их своим локомотивом владелец железнодорожного пути необщего пользования в случаях, когда они своими средствами выполняют технологические операции, которые являются обязанностью перевозчика, время на выполнение таких операций не включают в оплачиваемое время пользования вагонами. Указанные условие и сроки, необходимые для осуществления таких операций, сторонам следует обязательно включать в заключаемые договоры.
6. Безусловно, услуги перевозчиков, связанные с подачей и уборкой вагонов своим локомотивом, должны оплачиваться. Это положение стороны должны предусмотреть в договоре, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.




Вернутся в раздел Комментарии к законам