Подготовка под погрузку, в том числе под налив, вагонов и контейнеров, принадлежащих перевозчику, проводится перевозчиком или грузоотправителями за счет перевозчика в соответствии с заключенными между ними договорами, а подготовка вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, в том числе специализированных вагонов, контейнеров, проводится грузоотправителями или при наличии возможности перевозчиком за счет грузоотправителей в соответствии с заключенными между ними договорами.
Перед наливом цистерн грузоотправители проверяют техническую исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн.
Пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющие на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке) для перевозки указанного груза определяется в отношении:
вагонов - грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими, или перевозчиком, если погрузка обеспечивается им;
контейнеров - грузоотправителями.
Грузоотправители вправе отказаться от вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретного груза, и перевозчик обязан подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки такого груза вагоны, контейнеры. При этом вагоны, признанные непригодными, из числа поданных вагонов исключаются и плата за пользование ими не взимается.
Перевозчик при подаче на железнодорожный подъездной путь груженых вагонов в порядке сдвоенных операций определяет техническую пригодность таких вагонов под погрузку конкретного груза.
Комментарий к статье 20
1. В ч. 1 комментируемой статьи установлено, что перевозчик уведомляет грузоотправителей о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку не позднее чем за два часа до такой подачи. Эти действия перевозчика связаны прежде всего с тем, чтобы соблюсти интересы клиентуры и создать ей условия для проведения организационных мер, связанных с обеспечением погрузки грузов в вагоны, контейнеры.
2. Весьма важное положение закреплено в ч. 2 комментируемой статьи. Подаваемые под погрузку транспортные средства (вагоны, контейнеры) должны находиться в технически исправном состоянии, причем техническую пригодность определяет перевозчик. Перевозчики обязаны подавать под погрузку исправные вагоны, контейнеры, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов.
Поэтому, если утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли из-за технической неисправности вагона, контейнера, ответственность должен нести перевозчик, который осуществляет подачу таких транспортных средств. Он может быть освобожден от ответственности, если докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, а также в случае предоставления доказательств, подтверждающих, что неисправность вагона, контейнера произошла по вине грузоотправителя.
При этом следует иметь в виду, что погрузка грузоотправителем грузов в поданные перевозчиком технически неисправные вагоны, контейнеры, имеющие скрытые дефекты, не освобождает перевозчика от ответственности за несохранность груза.
3. В зависимости от того, какие транспортные средства подаются под погрузку, изменяется порядок их подачи. Подготовка под погрузку, в т.ч. под налив, цистерн, вагонов и контейнеров, принадлежащих перевозчику, проводится перевозчиком либо грузоотправителем за счет перевозчика в соответствии с заключенными между ними договорами, а подготовка вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, в т.ч. специализированных вагонов, контейнеров, проводится грузоотправителями или при наличии возможности перевозчиком за счет грузоотправителей в соответствии с заключенными между ними договорами.
4. Учитывая определенные сложности, связанные с подачей под налив цистерн, в ч. 4 комментируемой статьи законодатель специально установил, что перед наливом цистерн грузоотправители проверяют техническую исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн. Причем указанные действия осуществляются с учетом технических возможностей и знаний у грузоотправителей.
5. Подаваемые под погрузку вагоны, контейнеры должны быть исправны не только в техническом отношении, но и пригодны в коммерческом отношении. Пригодность вагонов, контейнеров в коммерческом отношении для перевозки конкретных грузов определяется грузоотправителем, если погрузка осуществляется им.
Грузоотправитель вправе отказаться от вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретных грузов (непригодных в коммерческом отношении), а перевозчик обязан подать взамен исправные, пригодные для перевозки этих грузов вагоны, контейнеры, при этом перевозочные средства, признанные непригодными, из числа поданных исключаются и плата за пользование ими не взимается. Если при перевозке произошла утрата, недостача, повреждение (порча) груза вследствие того, что он был погружен грузоотправителем в коммерчески непригодный вагон (контейнер), от погрузки в который грузоотправитель не отказался, перевозчик освобождается от ответственности за несохранность этого груза.
Правилами перевозок отдельных видов грузов (например, легкогорючих, опасных) могут быть предусмотрены дополнительные условия определения пригодности под погрузку вагонов, контейнеров.
6. Частью 7 комментируемой статьи предусмотрено, что перевозчик при подаче на железнодорожный подъездной путь груженых вагонов в порядке сдвоенных операций определяет техническую пригодность этих вагонов под погрузку конкретного груза. Пригодность под погрузку таких вагонов в техническом отношении определяется перевозчиком не перед их очередной погрузкой, а при их подаче грузополучателю под выгрузку. Таким образом, перевозчики определяют не только степень технической пригодности вагонов для перевозки грузов, которыми этот вагон будет загружен после предстоящей выгрузки, но и техническую пригодность этого вагона перед подачей его под выгрузку.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 20. О времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку перевозчик уведомляет грузоотправителей не позднее чем за два часа до такой подачи.. Техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления.
Вернутся в раздел Комментарии к законам