Комментарий к статье 25
1. Комментируемая статья является бланкетной и соответственно самой лаконичной статьей Закона.
В пункте 1 ст. 14 ранее действовавшего Закона (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ) указывалось, что лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указание на три основные формы правовой ответственности - уголовную, административную и гражданско-правовую - было бы уместно и в комментируемой статье.
Следует отметить, что в комментируемой статье говорится об ответственности за нарушения не только валютного законодательства Российской Федерации, но и актов органов валютного регулирования (об актах органов валютного регулирования см. комментарий к ст. 5 Закона).
2. Уголовная ответственность за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Статьей 193 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.
Согласно указанной статье невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до трех лет.
Как определено в примечании к ст. 193 УК РФ (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ <*>), деяние, предусмотренное указанной статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает 5 млн. рублей.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4848.
3. Административная ответственность за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Такая ответственность установлена ст. 15.25 "Нарушение валютного законодательства" и 16.17 "Неисполнение требований таможенного режима экспорта" Кодекса РФ об административных правонарушениях. Следует иметь в виду, что КоАП РФ принимался в условиях ранее действовавшего Закона о валютном регулировании и валютном контроле, и редакции статей пока не учитывают положений комментируемого Закона.
Статья 15.25 КоАП РФ устанавливает следующую административную ответственность за нарушения валютного законодательства:
осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции (ч. 1);
невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции (ч. 2);
нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения (ч. 3);
несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 МРОТ, на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ (ч. 4).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, согласно ч. 1 ст. 23.60 КоАП РФ рассматривают органы валютного контроля. От имени органов валютного контроля указанные дела в соответствии с ч. 2 ст. 23.60 КоАП РФ вправе рассматривать:
руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители;
руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители;
руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля.
Государственный таможенный комитет РФ в письме от 23 сентября 2002 г. N 01-06/38010 <*> разъяснил порядок применения ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ.
--------------------------------
<*> Таможенные ведомости. 2002. N 11; 2003. N 2.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 25. Ответственность за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вернутся в раздел Комментарии к законам