Комментарии к законам

Статья 26. Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно. 1. Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях:



(в ред. Федерального закона от 28.10.2003 N 134-ФЗ)
1) истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
2) ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
3) гражданам Российской Федерации - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
4) гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией.
2. Перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
3. Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Комментарий к статье 26
1. В комментируемой статье реализовано положение ст. 48 Конституции России о том, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается гражданам Российской Федерации бесплатно. Статья 26 Закона перечисляет категории граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, и устанавливает круг вопросов, по которым юридическая помощь оказывается этим гражданам бесплатно.
Теперь освобождение гражданина от оплаты юридической помощи не зависит от усмотрения заведующего юридической консультацией, президиума коллегии адвокатов, а также органов предварительного следствия, прокурора, суда, как это предусматривалось ранее в ст. ст. 8, 18 и 22 Положения об адвокатуре в РСФСР.
2. Право на получение бесплатной юридической помощи обусловлено прежде всего имущественным положением гражданина. Такая помощь может быть оказана только гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины.
Перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
3. Правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при осуществлении мер социальной защиты граждан Российской Федерации составляет Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 27 мая 2000 г. N 75-ФЗ и от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ). В соответствии со ст. 1 указанного Закона среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) определяется как совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи. Семьей признаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство. Под прожиточным минимумом понимаются стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ (в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Федерации) ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата России об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Постановлением Минтруда России N 36, Госкомстата России N 34 от 28 апреля 2000 г. утверждена Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (в ред. Постановления Минтруда России N 24, Госкомстата России N 19 от 12 марта 2001 г.). Методика предназначена для исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации как стоимостной оценки минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности (потребительская корзина), и расходов по обязательным платежам и сборам. Потребительская корзина рассчитывается отдельно для трех основных социально-демографических групп: трудоспособного населения, пенсионеров и детей в возрасте до 15 лет. В состав расходов по обязательным платежам и сборам включаются: подоходный налог и отчисления в Пенсионный фонд РФ.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом РФ с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. В случае если в субъекте РФ не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством РФ.
Например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 105 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2004 г." установлена величина прожиточного минимума в расчете на душу населения - 2451 рублей, для трудоспособного населения - 2690 рублей, пенсионеров - 1849 рублей, детей - 2394 рублей.
Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" предусмотрено, что расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания исходя из суммы доходов всех членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи. При этом учету подлежит сумма доходов, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.
При расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:
военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы;
лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;
лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина, установлен Постановлением Правительством РФ от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".
4. Предусмотренные п. 1 ст. 26 перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное получение юридической помощи, и круг вопросов, по которым такая помощь оказывается, являются исчерпывающими и не подлежат расширительному толкованию.
Закон не связывает предоставление бесплатной юридической помощи с возрастом гражданина, его семейным и социальным положением, национальностью и т.п.
При применении ст. 26 Закона следует учитывать положения иных нормативных актов, раскрывающих содержание перечисленных в ней понятий. Например, вопросы искового производства по гражданским делам регулируются ГПК РФ от 14 ноября 2002 г. Понятие предпринимательской деятельности гражданина раскрыто в ст. 23 ГК РФ.
При составлении заявлений о назначении пенсий и пособий гражданин вправе обратиться к адвокату за бесплатной юридической помощью. В этом случае адвокат не может ограничиться только составлением заявления. По смыслу комментируемой статьи он обязан оказать всестороннюю помощь, в том числе разъяснить, какие документы необходимо представлять при подаче заявления и какие действуют правила обращения в органы социального обеспечения.
Перечень категорий граждан, признаваемых подвергшимися политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, регулируется Законом РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (последняя редакция от 29 декабря 2004 г.). Статья 6 указанного Закона устанавливает, что заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями. Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя, а в отношении отдельных категорий лиц - в органы внутренних дел или прокуратуры.
5. Закон предусматривает обязанность адвоката оказывать бесплатно во всех случаях юридическую помощь несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Юридическая помощь должна оказываться по просьбе несовершеннолетнего или его законного представителя, действующего в интересах несовершеннолетнего, по всем правовым вопросам, которые могут у них возникнуть.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних перечислены в ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (последняя редакция от 22 апреля 2005 г.). В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. В указанных органах могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения ст. 13 Федерального закона N 120-ФЗ отнесены:
1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.
Несовершеннолетние могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием (ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ).
К специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого типа относятся:
1) специальные общеобразовательные школы открытого типа;
2) специальные профессиональные училища открытого типа;
3) другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания.
К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа относятся:
1) специальные общеобразовательные школы закрытого типа;
2) специальные профессиональные училища закрытого типа;
3) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона N 120-ФЗ несовершеннолетние могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут содержаться в детских домах и школах-интернатах, подчиненных органам управления образованием.
Несовершеннолетние граждане могут помещаться и в другие учреждения, которые участвуют в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством РФ или законодательством субъектов РФ.
6. Порядок оказания адвокатами гражданам Российской Федерации юридической помощи бесплатно устанавливается адвокатскими палатами субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 44 комментируемого Закона адвокатская палата обязана принять решение по данному вопросу в 20-дневный срок со дня ее регистрации (определить порядок оказания помощи, распределения поручений между адвокатскими образованиями и т.п.).
До принятия указанных решений адвокатскими палатами ответственность за оказание гражданам Российской Федерации юридической помощи бесплатно несут коллегии адвокатов, образованные до вступления в силу комментируемого Закона.




Вернутся в раздел Комментарии к законам