Комментарии к законам

Статья 19. Метод по цене сделки с ввозимыми товарами. 1. Таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации (до порта или иного места ввоза).



При определении таможенной стоимости в цену сделки включаются следующие компоненты, если они не были ранее в нее включены:
а) расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации:
стоимость транспортировки;
расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров;
страховая сумма,
б) расходы, понесенные покупателем:
комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке товара;
стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с Товарной номенклатурой они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке,
в) соответствующая часть стоимости следующих товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз оцениваемых товаров:
сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплектующих изделий, являющихся составной частью оцениваемых товаров;
инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве оцениваемых товаров;
материалов, израсходованных при производстве оцениваемых товаров (смазочных материалов, топлива и других);
инженерной проработки, опытно-конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей, выполненных вне территории Российской Федерации и непосредственно необходимых для производства оцениваемых товаров;
г) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров;
д) величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории Российской Федерации.
2. Указанный метод не может быть использован для определения таможенной стоимости товара, если:
а) существуют ограничения в отношении прав покупателя на оцениваемый товар, за исключением:
ограничений, установленных законодательством Российской Федерации;
ограничений географического региона, в котором товары могут быть перепроданы;
ограничений, существенно не влияющих на цену товара;
б) продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено;
в) данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными;
г) участники сделки являются взаимозависимыми лицами, за исключением случаев, когда их взаимозависимость не повлияла на цену сделки, что должно быть доказано декларантом. При этом под взаимозависимыми лицами понимаются лица, удовлетворяющие хотя бы одному из следующих признаков:
один из участников сделки (физическое лицо) или должностное лицо одного из участников сделки является одновременно должностным лицом другого участника сделки;
участники сделки являются совладельцами предприятия;
участники сделки связаны трудовыми отношениями;
один из участников сделки является владельцем вклада (пая) или обладателем акций с правом голоса в уставном капитале другого участника сделки, составляющих не менее пяти процентов уставного капитала;
оба участника сделки находятся под непосредственным либо косвенным контролем третьего лица;
участники сделки совместно контролируют, непосредственно или косвенно, третье лицо;
один из участников сделки находится под непосредственным или косвенным контролем другого участника сделки;
участники сделки или их должностные лица являются родственниками.
Комментарий к статье 19
В комментируемой статье 19 Закона "О таможенном тарифе" определяется сущность метода по цене сделки с ввозимыми товарами.
Метод 1 применяется в отношении определения таможенной стоимости товаров, ввозимых в соответствии с внешнеторговыми сделками купли-продажи, имеющими стоимостную основу (когда расчеты за купленный товар производятся посредством денежных платежей). Форма расчетов (инкассо, банковский перевод, аккредитив) принципиального значения не имеет. Отсутствие платежных документов на момент таможенного оформления не может служить причиной отказа от применения метода 1 и перехода к последующим методам. Если заявляемая декларантом и фигурирующая в счет-фактуре таможенная стоимость не признается таможенным органом без ее подтверждения платежными документами, то в этом случае может быть использован механизм условного (временного) выпуска товаров.
В целях упрощения и унификации таможенной оценки применение метода 1 допускается при определении таможенной стоимости товаров, ввозимых по условно-стоимостным сделкам (то есть сделкам, по которым нет реального движения денежных средств). К такого рода сделкам могут быть отнесены сделки мены (товарообменные операции, среди которых бартерные и компенсационные поставки), поставки в счет гарантии и безвозмездные поставки в форме дара в том случае, если в соответствующих документах - контракте (договоре, соглашении), счет-проформе <*>, таможенной декларации страны вывоза имеется стоимостная оценка каждого из товаров, поставляемых в рамках подобной операции (при условии обязательного выполнения общих требований по применению метода 1). В то же время по отношению к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации по договорам комиссии или консигнации, метод 1 не должен применяться, так как в этом случае имеет место не купля-продажа товара, а только оказание услуг по его реализации.
--------------------------------
<*> Счет-проформа (англ. proforma-invoice; фр. facture simulee; нем. Proforma-Rechnung) - документ, который, как и все остальные виды счетов, содержит сведения о цене и стоимости партии товара, но не является расчетным документом, так как не содержит требования об уплате указанной в нем суммы. Чаще всего счет-проформа выписывается при поставках товаров на консигнацию, на выставки и ярмарки, аукционы.
Заметим, что метод по цене сделки с ввозимыми товарами может быть применен и в тех случаях, когда возможна стоимостная оценка (с необходимыми обоснованиями и документальным подтверждением) ограничений и условий, повлиявших на цену сделки (п. 1.6 Положения о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации).
В пункте 1 комментируемой статьи закреплено, что таможенной стоимостью ввозимого на российскую таможенную территорию товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы. Цена сделки корректируется с учетом установленных надбавок и вычетов.
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ПО ЦЕНЕ СДЕЛКИ
С ВВОЗИМЫМ ТОВАРОМ (МЕТОД 1)
---------------------¬
¦ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ¦
L---------------------
=
----------------------------------------¬
¦ Цена сделки, фактически уплаченная ¦
¦или подлежащая уплате за ввозимый товар¦
L----------------------------------------
+
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Если указанные компоненты ранее не были включены в цену¦
¦сделки: ¦
¦- расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места¦
¦ввоза товара на таможенную территорию РФ: ¦
¦ - стоимость транспортировки ¦
¦ - страховая сумма ¦
¦ - расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке¦
¦товаров ¦
¦- расходы, понесенные покупателем: ¦
¦ - комиссионные и брокерские вознаграждения (кроме¦
¦комиссионных по закупке товаров) ¦
¦ - стоимость упаковки и работ по упаковке ¦
¦ - стоимость многооборотной тары, если в соответствии с ТН¦
¦ВЭД она рассматривается как единое целое с оцениваемым товаром ¦
¦- соответствующая часть стоимости товаров, которые были¦
¦предоставлены импортером в целях использования для производства¦
¦или продажи на экспорт оцениваемых товаров: ¦
¦ - сырья, деталей, являющихся составной частью оцениваемых¦
¦товаров ¦
¦ - оборудования, использованного при производстве оцениваемых¦
¦товаров ¦
¦ - вспомогательных материалов, израсходованных при¦
¦производстве оцениваемых товаров ¦
¦ - инженерной и опытно-конструкторской проработки, чертежей, ¦
¦выполненных вне территории РФ, для производства оцениваемых¦
¦товаров ¦
¦- лицензионные и иные платежи за использование объектов¦
¦интеллектуальной собственности, которые покупатель должен¦
¦осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров ¦
¦- часть прямого или косвенного дохода продавца от любых¦
¦последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых¦
¦товаров на территории РФ ¦
L-----------------------------------------------------------------
Цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, - это общая сумма платежа, уже осуществленного или того, который предстоит осуществить покупателю в пользу продавца за импортируемые товары, но оплата которого на момент таможенного оформления товаров еще не произведена. Платеж может быть осуществлен посредством:
а) перевода;
б) аккредитива;
в) инкассо;
г) смешанных форм расчетов.
Если же счет-фактура или банковские платежные документы, представленные декларантом в подтверждение цены сделки, не могут быть идентифицированы с данным контрактом или соответствующей поставкой по нему либо не позволяют определить полную сумму платежа, метод 1 не может быть применен и следует использовать оценочные методы (методы 2 - 6).
После того как возможность применения метода 1 установлена, происходит корректировка цены сделки - в нее включаются перечисленные в пункте 1 статьи 19 Закона компоненты (если ранее они не были включены в цену сделки).
Первым компонентом корректировки цены сделки являются расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на российскую таможенную территорию.
Для целей определения таможенной стоимости под местом ввоза понимается (п. 1.8 Положения о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации):
а) для авиаперевозок - аэропорт назначения или первый аэропорт на территории Российской Федерации, в котором самолет, перевозящий товары, совершает посадку и где производится разгрузка товаров;
б) для морских и речных перевозок - первый порт разгрузки или порт перевалки на территории Российской Федерации, если факт перевозки товара подтвержден таможенным органом этого порта;
в) для перевозок другими видами транспорта - место нахождения пункта пропуска на российской таможенной границе на пути следования товара;
г) для товара, доставляемого по почте, - пункт международного почтового обмена.
Расходы по доставке товаров включают:
- стоимость транспортировки, то есть расходы, непосредственно связанные с перемещением товаров от места отправления (места погрузки) до места назначения;
- расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров (представляют собой сопутствующие транспортировке расходы, не зависящие непосредственно от расстояния (дальности перевозки)) <*>;
--------------------------------
<*> Согласно коммерческой практике в расходы по погрузке и перевалке товаров могут также включаться услуги экспедитора, сюрвейера (инспектора или агента по осмотру и оценке застрахованного имущества) и т.п. Стоимость этих услуг является неотъемлемой частью расходов по перегрузке и перевалке.
- страховую премию, то есть сумму, уплаченную страховой компании в соответствии с договором страхования товара от рисков потери или повреждения в процессе доставки груза на весь маршрут перевозки от пункта отправления до пункта назначения.
При определении таможенной стоимости товаров, ввозимых на российскую таможенную территорию, учитываются фактически возникшие расходы по доставке данного товара до места его ввоза на территорию Российской Федерации. В стоимость транспортировки, помимо прочего, включаются надбавки к фрахту, расходы на оформление товаросопроводительных документов, затраты на поддержание качества и сохранности товаров во время их транспортировки (расходы на поддержание необходимой температуры, влажности и т.п.).
Цена сделки корректируется для последующего использования в качестве таможенной оценки в тех случаях, когда в соответствии с конкретными условиями поставки по контракту цена включает не все транспортные расходы до места ввоза товара на российскую таможенную территорию (например, EXW (с завода), FOB (свободно на борту судна) и др.).
Особо следует остановиться на безвозмездной транспортировке и доставке товаров с помощью собственных транспортных средств покупателя. В таких ситуациях в таможенную стоимость включается сумма, рассчитанная исходя из действующих на момент транспортировки груза тарифов по перевозке соответствующим видом транспорта. Если данные о единых тарифах на перевозку определенным видом транспорта отсутствуют, то для расчетов транспортных расходов используются данные бухгалтерского учета по калькулированию транспортных расходов с включением всех необходимых статей или элементов затрат.
Если документы на транспортировку товаров не были представлены в таможенный орган, определение таможенной стоимости по методу 1 не производится и необходимо переходить к другим методам оценки.
Наиболее удобными для использования в таможенных целях являются условия поставки CIF (стоимость, страхование и фрахт). Цена CIF соответствует структуре таможенной стоимости. При использовании других условий поставок необходимо производить определенные корректировки. Так, при использовании базовых условий DAF (поставка до границы) к цене добавляются расходы на страхование и в зависимости от места доставки (под термином "граница" может пониматься и граница страны-экспортера) - транспортные расходы от границы страны-экспортера до места ввоза на российскую таможенную территорию.
При условии поставки EXW (с завода), FAS (свободно вдоль борта судна) в расходах на транспортировку до места ввоза учитываются понесенные покупателем расходы по таможенному оформлению товара при вывозе из страны-экспортера.
Следующим компонентом корректировки цены сделки при использовании метода 1 являются расходы, понесенные покупателем, к которым относятся:
- комиссионные и брокерские вознаграждения (кроме комиссионных по закупке товаров);
- стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с ТН ВЭД они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
- стоимость упаковки, в том числе стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.
Таким образом, таможенная стоимость включает и расходы по выплате комиссионных и иных посреднических вознаграждений. Причем в таможенную стоимость включаются только комиссионные расходы по продаже товара, то есть расходы, произведенные для того, чтобы найти покупателя и продать ему товар. Как правило, они уже содержатся в цене. Однако если по какой-либо причине они не были включены в цену, их необходимо доначислить на основании соответствующих счетов и платежных документов. Комиссионные расходы по продаже товара следует отличать от комиссионных по покупке товара, которые несет покупатель и которые не облагаются таможенной пошлиной.
В случае использования многооборотной тары ее стоимость при многоразовой поставке товара распределяется пропорционально количеству товаров в каждой партии. Пропорциональное распределение расходов на тару (то есть перенос ее стоимости частями на каждую партию) принимается таможенным органом при условии, если это положение нашло отражение в контракте либо подтверждено каким-либо другим документом.
К затратам на тару не относятся отдельно оплачиваемые суммы за возврат тары продавцу.
Третьим компонентом корректировки цены сделки при использовании метода 1 является соответствующая часть стоимости товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз оцениваемых товаров.
Эта стоимость разбивается в ДТС-1 по следующим статьям (гр. 14):
1) сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующие изделия;
2) инструменты и другое подобное оборудование (штампы, формы и т.д.);
3) материалы, израсходованные при производстве оцениваемых товаров (смазочные материалы, топливо и т.д.);
4) инженерная и опытно-конструкторская проработка, дизайн, чертежи, выполненные вне территории Российской Федерации.
Эти данные заполняются в ДТС, как правило, в тех случаях, когда:
- оцениваемые товары ввозятся в Российскую Федерацию по договорам переработки с последующим их вывозом;
- имеет место ввоз товаров на основе договора подряда, в том числе договора подряда на изготовление товара из материала заказчика (покупателя) и при этом покупателем (непосредственно или через третьих лиц) были предоставлены продавцу бесплатно или по сниженной цене товары и услуги в целях использования их для производства и (или) продажи на вывоз в Российскую Федерацию оцениваемых товаров, включая предоставление покупателем оборудования в аренду продавцу, выполнение продавцом заказа по чертежам или лекалам покупателя и т.д.
Следует отметить, что стоимостью сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплектующих изделий, которые были предоставлены покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для использования при производстве или продаже на вывоз оцениваемых товаров (гр. 14"а" ДТС), является их цена, оплаченная покупателем при их закупке у третьих лиц. Если же эти товары изготовлены самим покупателем либо связанным с ним лицом, то в качестве их стоимости принимается стоимость изготовления, подтвержденная соответствующей бухгалтерской документацией покупателя.
В случае предоставления продавцу покупателем товаров, бывших в употреблении, их стоимость определяется с учетом степени износа по данным бухгалтерского учета покупателя. Наконец, если покупателем были оказаны продавцу какие-либо услуги по обработке сырья, материалов и комплектующих изделий, их доставке, хранению и т.д., то при расчете таможенной стоимости эти услуги учитываются по той цене, по которой они были произведены или приобретены покупателем.
Четвертым компонентом корректировки цены сделки при использовании метода 1 в статье 19 комментируемого Закона определены лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров.
В целях таможенной оценки лицензионными и иными платежами считается вознаграждение, выплачиваемое за пользование правами на:
- изготовление ввозимых товаров, в том числе промышленных образцов, "ноу-хау" и т.д.;
- продажу на экспорт ввозимых товаров, в том числе товарных знаков, промышленных образцов;
- использование или перепродажу ввозимых товаров, в том числе патентов, авторских прав на литературные, художественные или научные произведения (включая кинематографическую продукцию), а также технологии производства, представляющие единое целое с импортируемым товаром.
Добавление лицензионных и аналогичных платежей к цене сделки производится только в том случае, когда эти платежи, во-первых, касаются ввозимого оцениваемого товара и, во-вторых, являются условиями заключенной между продавцом и покупателем сделки. При этом подлежат учету лицензионные платежи, которые покупатель должен выплатить непосредственно продавцу либо в его пользу третьему лицу. Если покупатель выплачивает лицензионный платеж третьему лицу, этот платеж должен быть произведен по требованию продавца или лица, выступающего от его имени.
В таможенную стоимость не включаются лицензии на воспроизводство товара в России.
Последним, пятым компонентом является величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории Российской Федерации. Как правило, эта часть дохода продавца оговаривается во внешнеторговом контракте. Так, если контрактом предусмотрено, что 10% от прибыли, которую получит покупатель, будет возвращено продавцу, сумма, соответствующая этой части прибыли, включается в состав таможенной стоимости и указывается в ДТС-1 (гр. 16).
Когда на момент таможенного оформления сумма прибыли неизвестна, в ДТС-1 указывается предварительная (ожидаемая) сумма, для определения которой допускается проведение независимой экспертной оценки. Величина ожидаемой прибыли должна быть подтверждена таможенным органом. Если установление суммы прибыли невозможно, таможенная стоимость не может быть определена по методу 1 (по цене сделки с ввозимыми товарами) и следует переходить к методам 2 - 6.
Пять перечисленных компонентов корректировки цены сделки с ввозимыми товарами определены в Законе РФ "О таможенном тарифе" как дополнительные начисления к цене сделки.
В приложениях 1 и 2 к Приказу ГТК России от 8 сентября 2003 года N 998 "Об утверждении формы бланков декларации таможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2) и Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости" приводится форма ДТС-1 и Инструкция о порядке ее заполнения.
Там указаны те случаи, когда для определения таможенной стоимости по методу 1 необходимо произвести корректировку, списывая определенные суммы (то есть вычитая их из цены сделки). Исключению из цены сделки подлежат суммы расходов, фактически понесенных в связи с операциями по доставке товара после ввоза на российскую таможенную территорию - от места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации до места назначения товара при наличии документального подтверждения этих расходов.
Суммы списаний (вычетов) из цены сделки заносятся в графы 19, 20 и 21 ДТС-1. Это:
1) расходы по монтажу, сборке, наладке оборудования или по оказанию технической помощи после ввоза;
2) расходы по доставке товара после ввоза до места назначения;
3) расходы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов.
Суммы расходов по монтажу, сборке, наладке оборудования или по оказанию технической помощи, произведенных после ввоза товаров на российскую таможенную территорию, вычитаются из цены сделки только в том случае, если эти работы предусмотрены контрактом и соответствующие суммы выделены в счет-фактуре отдельной строкой.
Суммы, уплаченные в виде ввозных таможенных пошлин, иных налогов и таможенных сборов, подлежат вычету из цены товара, когда внешнеторговым договором предусмотрены условия поставки DDP (поставка с оплатой пошлины) и DEQ (поставка с пристани).
Подробнее остановимся на вычетах из цены расходов по доставке товара.
ГТК России разработал Методические рекомендации по учету затрат по доставке товаров при определении таможенной стоимости на основе цены сделки с ввозимыми товарами (письмо ГТК России от 13 марта 2000 года N 01-06/6088) <*>. В них, в частности, отмечается, что в Инструкции по заполнению декларации таможенной стоимости <**> установлено, что в графе 20 ДТС-1 декларантом могут быть (а не должны быть) заявлены расходы по доставке товара от места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации до места назначения для исключения этих расходов из цены сделки. При этом устанавливаются обязательные условия, позволяющие декларанту заявлять соответствующие величины при заполнении ДТС-1: раздельное указание в счет-фактуре, выставленном продавцом покупателю на оплату товаров, расходов по доставке до и после ввоза на российскую таможенную территорию, а также соответствующая оговорка во внешнеторговом контракте.
--------------------------------
<*> Таможенные ведомости. 2000. N 4.
<**> Утверждена Приказом ГТК России от 5 января 1994 года N 1.
Раздельное приведение в счет-фактуре и внешнеторговом контракте расходов по доставке товаров до и после места ввоза является обязательным, но недостаточным условием для их учета (исключения из цены сделки) при определении таможенной стоимости ввозимых товаров, так как в отношении всех данных, приведенных в ДТС, должны выполняться требования пункта 1 статьи 15 комментируемого Закона, в соответствии с которым все сведения по таможенной стоимости, заявляемые декларантом, должны основываться на достоверной, качественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Следовательно, все заявленные в графе 20 ДТС-1 сведения о стоимости доставки товара по территории Российской Федерации должны быть подтверждены документами, позволяющими однозначно доказать правомерность этих вычетов и определить их величину. В качестве подтверждающих документов могут использоваться:
а) документ, определяющий отношения сторон в сделке по оказанию услуг по доставке товаров от места отправления до места назначения. Чаще всего в качестве такого документа выступает договор на доставку груза, который содержит сведения о лицах, заключивших договор, предмет договора, его стоимость и условия оплаты (платежа). При этом в качестве заказчика услуг по доставке товаров может выступать как продавец товаров, так и покупатель, а в ряде случаев - третье лицо, действующее от имени или по поручению одного из них (как правило, это экспедиторские фирмы);
б) счет-фактура от исполнителя договора доставки, содержащий реквизиты сторон, сумму и условия платежа, а также предмет платежа. В случае представления декларантом специфицированного счет-фактуры, содержащего предмет договора (то есть четкое определение обязательств исполнителя, например: погрузка товаров на транспортное средство, транспортировка от места отправления (погрузки) до места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и от места ввоза до места назначения (выгрузки), выгрузка товаров с транспортного средства и т.д.) и другие существенные условия договора (наименование сторон, заключивших договор на перевозку, получатель товаров, условия оплаты и т.д.), такой счет-фактура может выступать в качестве договора на доставку товара;
в) банковские платежные документы, подтверждающие факт оплаты услуг по доставке в соответствии с выставленным счет-фактурой.
При этом при заявлении декларантом вычетов из цены сделки на величину расходов по доставке товаров от места ввоза на российскую таможенную территорию до места назначения должно учитываться следующее <*>:
--------------------------------
<*> Исходя из того, что в таможенном законодательстве под расходами на доставку товара понимаются расходы на его транспортировку, выгрузку, перегрузку, перевалку, а также стоимость страхования груза.
А) При определении таможенной стоимости расходы на транспортировку от места ввоза на российскую таможенную территорию до места назначения могут быть вычтены из цены сделки, если имеется раздельное (до и после места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации) указание транспортных расходов в счет-фактуре и если в документах четко определен порядок расчета стоимости транспортировки в зависимости от расстояния (дальности перевозки). Например, установлена тарифная ставка перевозки груза за 1 км соответствующего участка пути.
В целях корректировки таможенной стоимости по цене сделки с ввозимым товаром и списания части транспортных расходов также необходимо сделать соответствующую оговорку в контракте и вести раздельный учет транспортных расходов до места ввоза на территорию России и от этого места до места доставки (в том числе их раздельное указание в счет-фактуре). Это касается таких условий поставки, как CIP (перевозка и страхование оплачены до...), CPT (перевозка оплачена до...), DDP (поставка с оплатой пошлины), DDU (поставка без оплаты пошлины), при которых в фактурную стоимость вошли расходы по доставке товара до места назначения.
Если в счет-фактуре отсутствует раздельное указание расходов на разных этапах транспортировки, транспортные расходы на участке "место ввоза - пункт назначения" можно вычесть из общей стоимости расходов по транспортировке лишь при условии, что таможенному органу будут представлены доказательства того, что цена, определяемая из расчета "франко - граница", была бы значительно ниже цены, определенной из расчета "франко - место назначения".
Б) Расходы по выгрузке, перегрузке и перевалке товаров могут не включаться в таможенную стоимость ввозимых товаров только в том случае, если названные операции осуществлялись после ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Это обстоятельство должно быть надлежащим образом документировано.
В) Стоимость страхования зависит от стоимости товаров, а не от дальности перевозки, поэтому расходы на страхование не подразделяются "до места ввоза" или "после места ввоза" и соответственно не подлежат исключению из цены сделки при определении таможенной стоимости.
Приведем пример внесения сведений в форму ДТС-1 при использовании метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами в ситуации, когда заключен контракт купли-продажи между российской фирмой "А" (покупатель) и германской фирмой "В" (продавец) на поставку в Российскую Федерацию 100 шт. жидкокристаллических компьютерных мониторов "Megascan" по цене 250 евро за шт. на общую сумму 25000 евро. Контракт заключен на условиях поставки EXW-Гамбург* (Германия) на сумму 25000 евро. Условие платежа по контракту - 100%-ая предоплата за 15 дней до поставки товара.
К таможенному оформлению декларантом представлены следующие документы:
1) контракт от 19.11.2002 N 27-1 на приобретение мониторов;
2) счет-фактура от 27.01.2003 N 11-342 на сумму 25000 евро, выставленный продавцом покупателю на оплату товара, поставленного по контракту от 19.11.2002 N 27-1 на условиях EXW-Гамбург (Германия);
3) договор перевозки груза от 14.12.2002 N 28-1001, заключенный фирмой "А" с перевозчиком на доставку груза из Гамбурга в г. Москву автомобильным транспортом на сумму 2500 евро;
4) счет-фактура от 29.01.2003 N 03-612, выставленный перевозчиком фирме "А" на сумму 2500 евро за оказание услуг по доставке товара;
5) страховой полис на сумму 27500 евро, страховая премия составила 50 евро;
6) экспортная таможенная декларация страны отправления;
7) счет за услуги таможенного брокера в стране экспорта на сумму 200 евро, выставленный покупателю;
8) копия платежного поручения и выписка из лицевого счета предприятия, заверенная руководителем и главным бухгалтером предприятия, подтверждающие перевод денежных средств на оплату товара с лицевого счета покупателя на счет продавца.
Из представленных документов следует, что ограничения по применению метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами (1-й метод) отсутствуют. Факт взаимозависимости между продавцом и покупателем не установлен. Основой для расчета таможенной стоимости являются данные из контракта купли-продажи и счет-фактуры (инвойса).
Учитывая, что при базисных условиях поставки EXW в счет-фактуру, выставленный продавцом покупателю, не вошли расходы по доставке товара до таможенной границы Российской Федерации, необходимо произвести доначисления к цене сделки в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 1 ст. 19 комментируемого Закона.
Поскольку в счет-фактуре на доставку груза и в договоре перевозки груза отсутствует раздельное указание расходов по доставке товара до и после места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, в таможенную стоимость включается общая стоимость доставки - 2500 евро.
Также к цене сделки дополнительно начисляются расходы по таможенному оформлению товара, понесенные покупателем при вывозе товара из страны экспорта, составившие 200 евро. Сумма транспортных расходов 2500 евро и сумма расходов по таможенному оформлению 200 евро пересчитываются в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату принятия ГТД к таможенному оформлению, и результат заносится в графу 17а раздела Б ДТС-1. Аналогичным образом рассчитывается в рублях и заполняется графа 17в раздела Б ДТС-1 - расходы на страхование груза (страховая премия), которые составили согласно страховому полису 50 евро. Необходимость произведения иных дополнительных начислений к цене сделки, предусмотренных статьей 19 комментируемого Закона, из представленных документов не выявлена.
Сумма данных, приведенных в графах 17а и 17в должна быть указана в графе 18 "Итого Б" раздела Б формы ДТС-1.
Из пункта 2 комментируемой статьи следует, то метод по цене сделки с ввозимыми товарами, применяется при соблюдении ряда условий.
Одним из них является отсутствие ограничений в отношении прав импортера на оцениваемый товар. Однако метод по цене сделки с ввозимыми товарами может быть применен при наличии одного из следующих ограничений:
- ограничения, установленные российским законодательством (например, особые требования к упаковке или ограничения в отношении круга лиц, имеющих право импортировать определенные товары, в частности радиоактивные, отравляющие вещества, наркотические средства и др.);
- ограничения, существенно не влияющие на цену товара (например, импортированная модель не должна поступить в продажу до определенной даты);
- ограничения географического региона, в котором товары могут быть перепроданы. Этот случай касается одной из разновидностей операций по перепродаже - торговли по договору <*>. Экспортер предоставляет посреднику право продажи своих товаров на определенной территории в течение согласованного срока. Задача посредника состоит в содействии продвижению товара от экспортера к конечному потребителю на определенной территории. При необходимости такое содействие включает организацию технического обслуживания проданных товаров, обеспечение покупателей запасными частями и т.д. При этом торговец должен соблюдать интересы экспортера и при продаже придерживаться определенных условий (ограничений), установленных договором о предоставлении права на продажу. В соответствии со статьей 19 комментируемого Закона территориальные ограничения в отношении перепродажи товаров не лишают декларанта права применять метод по цене сделки с ввозимыми товарами.
--------------------------------
<*> См.: Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. М., 1996. С. 210 - 211.
Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами не может быть использован, если продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено. Например, продавец устанавливает в контракте цену импортируемых товаров с условием, что покупатель закупит у него определенное количество другого товара (поставляется товар А на определенную сумму денежных единиц, но при этом поставщик ставит условие, что импортер должен дополнительно купить у него товар В, стоимость которого неизвестна).
Практика внешнеторговых сделок изобилует многочисленными примерами, когда условия конкретной сделки в значительной степени затрудняют таможенную оценку товара. Например, договор купли-продажи предусматривает условие исключительной покупки только у данного продавца. Другой пример: товар, подлежащий таможенной оценке, - это полуфабрикат, поставляемый на том условии, что его экспортер по данному внешнеторговому контракту получает определенное количество готовых изделий.
В приведенных и иных подобных примерах следует выяснять, повлияли ли "особые" условия контракта на цену сделки и можно ли количественно определить это влияние. В том случае, если такое влияние количественно неопределяемо, метод 1 не может быть применен. Если же количественное определение степени влияния конкретного условия на цену сделки возможно (при этом сама заявленная цена является фактически уплаченной или подлежащей уплате), то использование метода 1 допустимо.
Метод по цене сделки с ввозимыми товарами применим, если во внешнеторговом контракте фигурируют общепринятые условия поставки (прежде всего, те условия поставки, которым дано толкование в Инкотермс <*>). Метод 1 может быть применен при заключении сделки с оговорками типа "покупка при условии подключения эксперта (наличия экспертного заключения)", "покупка при условии поставки товара до определенной даты", "предоставление скидки за "верность" данному продавцу", а также с использованием других условий, которые являются общепринятыми для внешнеторговых операций и не оказывают влияния на цену сделки.
--------------------------------
<*> Инкотермс (International Commercial Terms) - Международные правила по толкованию торговых терминов.
Одним из важнейших требований при использовании метода 1 является документальное подтверждение данных, представляемых декларантом для определения таможенной стоимости. Таможенная стоимость может быть определена по методу 1 только в том случае, когда все ее элементы, указанные в ДТС, подтверждены соответствующими документами. Цена сделки подтверждается счет-фактурой (инвойсом), счет-проформой для условно-стоимостных сделок, банковскими платежными документами (если счет уже оплачен), а также соответствующим контрактом (договором, соглашением) о купле-продаже или поставке товара. Надбавки к цене сделки или вычеты из нее подтверждаются соответствующими платежными, товаросопроводительными, страховыми, таможенными и иными документами.
В статье 19 комментируемого Закона закреплено, что метод 1 не может быть использован, если участники сделки являются взаимозависимыми лицами. Участники внешнеторговой сделки считаются взаимозависимыми, если они отвечают хотя бы одному из перечисленных признаков:
- один из участников сделки (физическое лицо) или должностное лицо одного из участников сделки является одновременно должностным лицом другого участника сделки;
- участники сделки являются совладельцами организации;
- участники сделки связаны трудовыми отношениями;
- один из участников сделки является владельцем вклада (пая) или обладателем акций с правом голоса в уставном капитале другого участника сделки, составляющих не менее 5% уставного капитала;
- оба участника сделки находятся под непосредственным либо косвенным контролем третьего лица;
- участники сделки совместно контролируют (непосредственно или косвенно) третье лицо;
- один из участников сделки находится под непосредственным или косвенным контролем другого участника;
- участники сделки или их должностные лица являются родственниками.
Данные о взаимозависимости продавца и покупателя должны указываться декларантом в ДТС. Таможенный орган контролирует заявляемые сведения об отсутствии или наличии взаимозависимости между сторонами сделки по имеющимся у него данным, получаемым в результате проводимых проверок и расследований, а также путем анализа публикуемой информации о регистрации фирм и их уставов. Если таможенному органу удалось установить взаимосвязь сторон внешнеторгового договора и выявить влияние этой взаимосвязи на цену сделки, он сообщает об этом импортеру и предоставляет ему возможность доказать обратное и документально подтвердить заявленную стоимость. При этом необходимость специальной проверки на предмет взаимозависимости сторон договора не служит основанием для задержки груза. Груз отправляется в обычном порядке, впоследствии по данным проводимой проверки таможенная стоимость может быть пересчитана, а недополученные суммы таможенных пошлин, иных налогов и сборов - взысканы в установленном порядке.
При наличии конкретных подозрений данные по внешнеторговой сделке должны ставиться на специальный контроль. В ходе проверки, проводимой таможенными органами, устанавливается, совершались ли ранее сделки с данной фирмой и какие по ним имелись замечания, анализируется вся прямо или косвенно касающаяся данной сделки информация, которой располагают таможенные органы.
Таможенный орган может самостоятельно произвести контрольное сопоставление со сделками, заключенными между невзаимозависимыми контрагентами, предметом которых были идентичные или подобные товары. Если по данным, полученным таможенным органом, взаимозависимость не повлияла на цену сделки, дальнейшее расследование может не проводиться. В этом случае допускается применение метода 1.
Реализуя свое право доказывать отсутствие влияния взаимозависимости участников контракта на цену сделки (п. 2 "г" ст. 19), декларант в течение 10 дней должен документально подтвердить, что заявленная цена была действительно уплачена или что цена сделки по оцениваемым товарам близка к цене сделки при продаже продавцами, не связанными с покупателями, идентичных или однородных товаров или к таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, рассчитанной по методу 4 или по методу 5. Все эти сопоставления проводятся декларантом с учетом различий в условиях сравниваемых сделок (объемы партий, условия поставки, вид транспортировки и т.д.).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ
МЕЖДУ ПРОДАВЦОМ И ПОКУПАТЕЛЕМ
Нет -----------------------------¬
-<----------------+Имеется ли взаимосвязь между¦
¦ ¦ продавцом и покупателем? ¦
¦ L-------------T---------------
¦ ¦ Да
¦ /
¦ --------------+--------------¬
¦ Нет ¦Оказала ли взаимосвязь между¦ Да
+<----------------+ продавцом и покупателем +---------------->¬
¦ ¦ влияние на цену товара? ¦ ¦
¦ L-------------T--------------- ¦
¦ ¦ ¦
¦ / ¦
¦ Нет ---------------+---------------¬ Да ¦
+<---------------+ Сомнения относительно +------¬ ¦
¦ ¦влияния на цену подтвердились?¦ ¦ ¦
¦ L------------------------------- / ¦
¦ ------------------------¬ -----------------+------¬ ¦
¦ ¦Выпуск товара при усло-+<---------+Таможня изучает обстоя-¦ ¦
¦ ¦вии обеспечения уплаты ¦ ¦тельства сделки. Декла-¦ ¦
¦ ¦полной суммы таможенных¦ -----+ранту предоставляется ¦ ¦
¦ ¦платежей по письменному¦ ¦ ¦возможность доказать ¦ ¦
¦ ¦заявлению декларанта ¦ ¦ ¦отсутствие влияния за- ¦ ¦
¦ L------------------------ ¦ ¦висимости ¦ ¦
¦ ¦ L------------------------ ¦
¦ ------------ ¦
¦ / ¦
¦ -----------¬ -----+-----¬ -----------¬ -----------¬ ¦
¦ ¦Декларант ¦ ¦Доказывает¦ ¦Есть ли ¦ ¦Есть ли ¦ ¦
¦ ¦докумен- ¦ ¦ли декла- ¦ ¦информация¦ ¦возмож- ¦ ¦
¦ ¦тально ¦Да¦рант, что ¦Нет ¦по ценам с¦Нет ¦ность по- ¦Нет ¦
+<-+подтверж- +<-+взаимоза- +--->+идентичны-+--->+лучить ин-+--->+
¦ ¦дает, что ¦ ¦висимость ¦ ¦ми (одно- ¦ ¦формацию в¦ ¦
¦ ¦взаимоза- ¦ ¦не повлия-¦ ¦родными) ¦ ¦других та-¦ ¦
¦ ¦висимость ¦ ¦ла на це- ¦ ¦товарами ¦ ¦моженных ¦ ¦
¦ ¦не повлия-¦ ¦ну? ¦ ¦между не- ¦ ¦органах? ¦ ¦
¦ ¦ла на цену¦ L----------- ¦зависимыми¦ L----T------ ¦
¦ L----------- ¦лицами? ¦ ¦ ¦
¦ L----T------ ¦ ¦
¦ / Да / Да ¦
¦ -------------------+---------------+-----¬ ¦
¦ ¦Соответствует ли сравниваемая таможенная¦ ¦
¦ ¦ стоимость с идентичными (однородными) ¦ ¦
¦ ¦ товарами параметрам цены сделки с ¦ ¦
¦ ¦ оцениваемым товаром? ¦ ¦
¦ L--------------T------T------------------- ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ -----------¬ ¦Да Нет¦ ---------------¬ ¦
L----------------->+ Метод 1 +<--- L-->+ Метод 1 +<----
¦может быть¦ ¦не применяется¦
¦ применен ¦ L------T--------
L----------- ¦
¦
¦
/
----------------------------¬ -----------------+------------¬
¦Рассматривается возможность¦ ¦Таможенный орган обосновывает¦
¦ применения последующих +<---+ причины отказа в принятии ¦
¦ методов оценки ¦ ¦ метода 1 ¦
L---------------------------- L------------------------------




Вернутся в раздел Комментарии к законам