Комментарии к законам

Статья 15. Права и обязанности декларанта. 1. Заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.



2. При необходимости подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости декларант обязан по требованию таможенного органа Российской Федерации предоставить последнему нужные для этого сведения. При возникновении у таможенного органа сомнений в достоверности сведений, представленных декларантом для определения таможенной стоимости, декларант имеет право доказать такую достоверность.
В случае непредставления доказательств, подтверждающих достоверность использованных декларантом данных, таможенный орган вправе принять решение о невозможности использования выбранного декларантом метода таможенной оценки.
3. При возникновении необходимости в уточнении заявленной декларантом таможенной стоимости товара декларант вправе обратиться в таможенный орган Российской Федерации с просьбой предоставить ему декларируемый товар в пользование под залог имущества или гарантию уполномоченного банка в соответствии с законодательством Российской Федерации либо уплатить таможенные платежи в соответствии с таможенной оценкой товара, осуществленной таможенным органом Российской Федерации.
4. Дополнительные расходы, возникшие у декларанта в связи с уточнением заявленной им таможенной стоимости либо представлением таможенному органу Российской Федерации дополнительной информации, несет декларант. При этом увеличение срока таможенного оформления товара, обусловленное проведением таможенной оценки, не может быть использовано декларантом для получения фактической отсрочки оплаты товара пошлиной.
Комментарий к статье 15
В статье 15 закреплен правовой статус декларанта, заявляющего таможенную стоимость.
В таможенном законодательстве под декларантом понимается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (пп. 15 п. ст. 11 Таможенного кодекса РФ) <*>.
--------------------------------
<*> Подробнее об определении декларанта см. комментарий к статье 13 Закона РФ "О таможенном тарифе".
В соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи декларант при заявлении таможенной стоимости обязан располагать информацией, которая должна отвечать одновременно следующим требованиям:
- быть достоверной;
- быть количественно определяемой;
- быть документально подтвержденной.
В п. 2 статьи 323 ТК РФ также закрепляется принцип декларирования таможенной стоимости: заявляемая таможенная стоимость и представляемые декларантом сведения должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Поскольку таможенная стоимость является основой для расчета таможенной пошлины, НДС, акцизов и иных таможенных платежей, ее величина должна быть установлена на основании количественно определяемой информации.
Информация, лежащая в основе расчета таможенной стоимости, должна подтверждаться соответствующими документами. Вместе с ДТС при заявлении таможенной стоимости предъявляются:
- учредительные документы лица, перемещающего товары через таможенную границу;
- договор (контракт) и дополнительные соглашения к нему (если они предусмотрены);
- счет-фактура (инвойс) и банковские платежные документы (если счет оплачен) или счет-проформа (для условно-стоимостных сделок), а также другие платежные и бухгалтерские документы, подтверждающие стоимость товара;
- транспортные и страховые документы (если они имеются, в зависимости от условий поставки);
- счет за транспортировку или официально заверенная калькуляция транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не были включены в счет-фактуру;
- таможенная декларация страны отправления (если она имеется);
- упаковочные листы;
- лицензия на товары, ввоз которых осуществляется по лицензиям в соответствии с установленным порядком;
- сертификат о происхождении товара;
- сертификат соответствия и др.
Заявление в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений о таможенной стоимости влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 16.2 КоАП РФ (наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 1/2 до двукратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения).
Субъектом ответственности за недостоверное декларирование выступает декларант <*>.
--------------------------------
<*> Если декларирование товаров осуществлялось таможенным брокером, то субъектом ответственности за недостоверное декларирование будет являться таможенный брокер. Устанавливая, что таможенный брокер действует не от собственного имени, а от имени декларанта, ТК РФ закрепляет, что действия по декларированию совершает таможенный брокер (п. 1 ст. 124 ТК РФ), в связи с чем именно он несет все обязанности, сопутствующие этому действию, в том числе обязанность заявлять таможенному органу достоверные сведения о товаре. Оговорка Кодекса о том, что таможенный брокер действует от имени представляемого лица, означает, что к декларанту переходят права и обязанности, возникающие в результате таможенного оформления товаров (право пользования товаром в соответствии с заявленным таможенным режимом, обязанность по его завершению определенным способом, обязанность по уплате периодических таможенных платежей и др.), но не в процессе его осуществления, в частности обязанность заявлять достоверные сведения. При доказывании вины таможенного брокера следует учитывать положение п. 3 ст. 143 ТК РФ, закрепляющее право таможенного брокера требовать от декларанта представления любых документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований таможенного законодательства.
Все документы, представленные декларантом для подтверждения заявленной таможенной стоимости, должны быть оформлены надлежащим образом: быть читаемыми, содержать все необходимые реквизиты и данные, предусмотренные соответствующими правилами (инструкциями) об их заполнении; обеспечивать идентификацию платежей и расчетов по отдельной поставке и (или) договору (контракту) в целом; бухгалтерские документы должны быть заверены подписями руководителя, главного бухгалтера и печатью организации либо подписью лица, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность без образования юридического лица (п. 1.7 Приказа ГТК России от 27 августа 1997 года N 522).
В пункте 2 комментируемой статьи 15 устанавливается обязанность лица, декларирующего таможенную стоимость, представить по требованию таможенного органа, осуществляющего таможенное оформление данной партии товаров, необходимые документы и сведения, подтверждающие достоверность расчета таможенной стоимости. Комментируемой норме соответствуют положения Таможенного кодекса РФ, которые регламентируют взаимоотношения между декларантом и таможенным органом в случае, когда представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости (п. 4 ст. 323 ТК РФ).
Кроме того, необходимо обратить внимание на ст. 131 ТК РФ, в которой устанавливается порядок предоставления документов при декларировании товаров. В п. 4 ст. 131 ТК РФ закреплено следующее положение: "В целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости".
Таможенный орган вправе устанавливать срок, в течение которого декларант обязан представить дополнительные документы и сведения. При этом законодатель не фиксирует конкретный срок, а отмечает, что такой срок должен быть "достаточным" для сбора и передачи таможенному органу недостающей документации.
В качестве дополнительных сведений таможенным органом могут быть затребованы, например, следующие документы:
- контракты с третьими лицами, имеющие отношение к сделке;
- счета за платежи третьим лицам в пользу продавца;
- счета за комиссионные, брокерские услуги, имеющие отношение к сделке с оцениваемым товаром;
- бухгалтерская документация;
- лицензионные или авторские соглашения;
- экспортные (импортные) лицензии;
- складские квитанции;
- заказы на поставку;
- каталоги, спецификации, прейскуранты цен (прайс-листы) фирм-изготовителей;
- калькуляция фирмы-изготовителя на оцениваемый товар (если фирма согласна представить ее российскому покупателю);
- другие документы, которые могут быть использованы для подтверждения сведений, заявленных в декларации таможенной стоимости.
Если заявленная декларантом таможенная стоимость контролируемых товаров определена по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1) и в расчете на единицу товара ниже контрольного уровня <*>, установленного ГТК России, то при производстве таможенного оформления декларант представляет таможенному органу в качестве дополнительных сведений данные о стоимости товара, заявленные экспортером в соответствии с законодательством страны вывоза таможенным или иным государственным органам этой страны в целях налогообложения, статистики внешней торговли или в других целях (Приказ ГТК России от 21 октября 1999 г. N 714) <**>.
--------------------------------
<*> В целях принятия обоснованного решения по таможенной стоимости товаров устанавливается контрольный уровень, рассчитываемый как таможенная стоимость на единицу товара. Перечень товаров и контрольный уровень определяются с учетом постоянно изменяющейся конъюнктуры мирового рынка и структуры импорта в РФ (п. 1 Порядка предоставления дополнительных сведений о стоимости отдельных товаров для подтверждения их таможенной стоимости, утвержденного Приказом ГТК России от 21 октября 1999 г. N 714).
<**> БНА ФОИВ. 1999. N 52.
Данные о стоимости товара должны быть подтверждены декларантом документально путем представления российскому таможенному органу (одновременно с другими документами, необходимыми для таможенных целей) экспортной таможенной декларации страны вывоза, экспортной лицензии или другого официального документа, на основании которого при экспорте в стране вывоза предоставляется освобождение от уплаты НДС или других налогов в связи с экспортом товара или производится возврат этих налогов. При этом если в стране вывоза товар помещался предварительно под режим таможенного склада или иной таможенный режим, не предполагающий уплаты налогов, в соответствии с которым товар находился под таможенным контролем, то декларант обязан представить российскому таможенному органу кроме экспортной декларации, оформленной при вывозе товара из страны, декларацию, оформленную в соответствии с предшествующим экспорту таможенным режимом.
Документ о стоимости товара в стране вывоза или его копия заверяются подписью руководителя российской организации - покупателя (импортера) товара и ее главного (старшего) бухгалтера, а также скрепляется печатью этой организации. Документ о стоимости товара в стране вывоза представляется российскому таможенному органу вместе с заверенным его переводом на русский язык.
При отказе декларанта представить таможенному органу необходимые дополнительные сведения для определения или подтверждения таможенной стоимости и оформить в установленном порядке выпуск товара в соответствии с заявленным таможенным режимом товар остается на временном хранении до принятия таможенным органом окончательного решения в отношении таможенной стоимости товара. Возникающие в связи с этим дополнительные расходы несет декларант (п. 4 комментируемой статьи).
Оценивая достоверность документов и информации, представляемых декларантом в обоснование расчета таможенной стоимости, таможенный орган может выразить сомнение в их подлинности и истинности. В этом случае декларант наделяется правом всеми доступными способами доказывать достоверность представленных документов и информации <*>. Так, декларант (импортер) может располагать информацией о таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, которые были ввезены ранее, либо об их цене на внутреннем рынке, либо калькуляциями и прейскурантами изготовителя. Использование такой информации возможно, если в ее подтверждение представлены соответствующие документы (коммерческие, таможенные и платежные документы, относящиеся к сделкам с идентичными или однородными товарами, счета, накладные и т.д.).
--------------------------------
<*> Данная норма российского законодательства полностью соответствует международным стандартам и практике. В Соглашении о применении ст. VII ГАТТ (1994 г.) закреплено право таможенного органа подвергнуть сомнению достоверность или точность стоимости, декларируемой импортером, или представленных им документов. В соответствии с названным международно-правовым актом для того, чтобы в таких ситуациях защитить интересы импортеров, таможенному органу предписывается предоставить им возможность подтвердить заявленную стоимость. Если таможенный орган считает предоставленные доказательства недостаточно убедительными, он обязан в письменной форме изложить причины, по которым заявленная стоимость сделки не признается достоверной, и передать один экземпляр импортеру (см.: Практическое руководство по Уругвайскому раунду. Женева: Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО. 1995. С. 95 - 96).
Таможенный орган принимает решение о невозможности использования декларантом выбранного метода таможенной оценки, когда у декларанта нет доказательств, подтверждающих достоверность данных, использованных для расчета таможенной стоимости.
В пункте 3 комментируемой статьи урегулирована ситуация, когда у декларанта возникает необходимость в уточнении заявленной таможенной стоимости. В подобном случае законодательство допускает два варианта поведения декларанта. Во-первых, он может уплатить таможенные платежи по таможенной оценке товара, осуществленной таможенным органом, и после этого решать вопрос о корректировке таможенной стоимости. В этом случае при уточнении таможенной стоимости в сторону ее уменьшения по сравнению с оценкой таможенного органа соответствующая разница таможенных платежей будет возвращена по процедуре возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей (ст. 355 Таможенного кодекса РФ).
Во-вторых, декларант может обратиться в таможенный орган с просьбой предоставить ему декларируемый товар в пользование под обеспечение уплаты таможенных платежей <*>. ТК РФ (пункт 6 статьи 323) также содержит норму, которой определяется порядок выпуска товаров под обеспечение уплаты таможенных платежей в условиях, когда процедура определения таможенной стоимости остается незавершенной.
--------------------------------
<*> Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тысяч рублей, а также в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены (п. 2 ст. 337 ТК РФ).
В тексте комментируемого Закона названы две возможные формы обеспечения - залог имущества и гарантия уполномоченного банка. Таможенный кодекс РФ предусмотрел и иные формы обеспечения уплаты таможенных платежей - внесение денежных средств на счет таможенного органа (денежный залог), поручительство, применение договора страхования (глава 31 ТК РФ "Обеспечение уплаты таможенных платежей"). Правовыми актами Российской Федерации могут быть предусмотрены другие способы обеспечения уплаты таможенных платежей (п. 3 ст. 340 ТК РФ).
Расчет обеспечения таможенных платежей, которые могут быть начислены в результате проверки правильности определения таможенной стоимости, производится по форме, установленной приложением 3 к Положению о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденному Приказом ГТК РФ от 5 декабря 2003 года N 1399.
Размер обеспечения определяется таможенным органом:
- на основе информации о товарах того же класса или вида, включая идентичные или однородные <*> тем, декларирование которых проводится, если у таможенного органа возникли сомнения в обоснованности заявленной декларантом величины таможенной стоимости;
--------------------------------
<*> Должны выполняться критерии идентичности и однородности товаров, установленные статьями 20 - 21 комментируемого Закона.
- без учета вычетов из выбранной декларантом основы для начисления таможенной стоимости, если у таможенного органа возникли сомнения в обоснованности заявленных вычетов;
- исходя из приведенных вышестоящими таможенными органами сведений в случае ввоза товаров, в отношении которых в рамках системы управления рисками получены сведения о признаках, указывающих на то, что заявленная декларантом таможенная стоимость является недостоверной либо должным образом не подтверждена.
Говоря о размерах обеспечения уплаты таможенных платежей при контроле таможенной стоимости ввозимых товаров следует учитывать письмо ГТК РФ от 20 января 2004 г. N 01-06/1801, где говорится о том, что согласно пункту 2 статьи 338 ТК РФ, если при установлении размера обеспечения уплаты таможенных платежей невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, об их наименовании, о количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, размер обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их количества, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений.
При осуществлении контроля таможенной стоимости, как правило, возникают сомнения не столько в характеристиках товара (его наименовании, количестве, стране происхождения), сколько в правильности определения таможенной стоимости в соответствии с заявленным методом ее определения. В этом случае необходимо уточнение уже заявленной таможенной стоимости с учетом конкретных обстоятельств сделки.
Определение размера обеспечения уплаты таможенных платежей при контроле таможенной стоимости ввозимых товаров производится в соответствии с пунктом 28 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного Приказом ГТК России от 5 декабря 2003 года N 1399, если достаточно сведений о товаре.
Уточнение заявленной таможенной стоимости и представление дополнительной информации в связи с подачей ДТС могут быть сопряжены с дополнительными расходами, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 15 комментируемого Закона возлагаются на декларанта.
Особо оговаривается недопустимость использования увеличения срока таможенного оформления из-за проведения таможенной оценки в целях получения фактической отсрочки уплаты таможенной пошлины. Правовой гарантией этого положения служит норма, закрепленная в п. п. 4 и 5 статьи 131 ТК РФ.




Вернутся в раздел Комментарии к законам