Комментарии к законам

Статья 12. Система определения таможенной стоимости. 1. Система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации.



Порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации на основании положений настоящего Закона.
2. Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 12
Комментируемая статья посвящена системе определения таможенной стоимости.
Законодательное определение таможенной стоимости дано в Таможенном кодексе РФ (ст. 322), где определяется, что таможенная стоимость товаров и (или) количество являются налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов.
В Законе РФ "О таможенном тарифе" (ст. 5) таможенная стоимость определяется через перечисление ее основных целей:
1) обложение товара таможенной пошлиной;
2) ведение внешнеэкономической и таможенной статистики;
3) применение нетарифных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений (квотирования, лицензирования), включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок.
По терминологии Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 53), таможенная стоимость - это налоговая база таможенных платежей, то есть стоимостная характеристика объекта налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
Налоговая база НДС по товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации, определяется как сумма: 1) таможенной стоимости этих товаров; 2) подлежащей уплате таможенной пошлины; 3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам) (п. 1 ст. 160 Налогового кодекса РФ). По ввозимым подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, налоговая база акциза определяется как сумма: 1) их таможенной стоимости; 2) подлежащей уплате таможенной пошлины.
Наряду с термином "таможенная стоимость" в Законе РФ "О таможенном тарифе" используется и другой - "таможенная оценка", под которой понимается целенаправленная деятельность по определению таможенной стоимости с помощью установленных правил.
В пункте 1 статьи 12 комментируемого Закона закреплено, что основным принципом российского таможенного законодательства по этому вопросу является его соответствие правилам таможенной оценки, принятым в международной практике.
Определение стоимости ввозимого товара с целью расчета таможенных пошлин - одна из наиболее сложных таможенных процедур. Долгое время методы оценки таможенной стоимости в разных государствах значительно отличались друг от друга. В одних странах ввозные таможенные пошлины взимались с цены фоб, в других - с цены сиф (в последнем случае размер пошлины увеличивался примерно на 5%). Таможенные пошлины могли исчисляться как с цены, указанной экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены аналогичного товара на мировом рынке. Особое неудобство для экспортеров составляло то, что они не знали точно, какой метод определения таможенной стоимости будет применен и, следовательно, какова будет конечная цена продаваемого товара, от которой зависит эффективность внешнеторговой операции.
Оставляя неизменной ставку ввозной пошлины, государство-импортер только за счет манипуляций со способами расчета таможенной стоимости может в значительной мере повысить фактический уровень таможенно-тарифной защиты. Развитие международной торговли обусловило процессы унификации правовых норм, регулирующих институт таможенной стоимости. Еще в 1950 году по инициативе ряда западноевропейских государств была заключена Конвенция о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров (Брюссельская конвенция о таможенной стоимости). В ней таможенная стоимость была определена как нормальная цена, по которой товар может быть продан в стране назначения в момент приема таможенной декларации. К Брюссельской конвенции присоединилось свыше 70 государств. Однако США и Канада Конвенцию не подписали, поэтому вопрос об унификации национальных правил определения таможенной стоимости оставался нерешенным.
Проходившие в начале 1970-х годов многосторонние торговые переговоры в рамках Токийского раунда ГАТТ завершились принятием в 1979 году ряда соглашений, среди которых было и Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, иначе именуемое Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ. Оно и стало тем международно-правовым стандартом, на который было сориентировано российское таможенное законодательство в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона РФ "О таможенном тарифе".
Заключительный акт, принятый по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (Марракеш, 15 апреля 1994 года), содержит новую редакцию Соглашения по применению статьи VII ГАТТ, в принципиальных вопросах не отличающуюся от Соглашения 1979 года.
В тексте ГАТТ (ч. 2 ст. VII) определено: "Оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках". В этой же статье ГАТТ (ч. 5) закреплены принципы гласности и стабильности правил определения таможенной стоимости. Реализация на практике этих принципов позволяет коммерсантам "определить с разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей" (ст. VII ГАТТ).
Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ закрепляет в качестве основного принципа таможенной оценки использование цены сделки, под которой понимается цена, реально уплаченная за импортируемые товары. В цену сделки могут включаться некоторые дополнительные расходы (например, расходы покупателя на лицензионное вознаграждение, комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость упаковки и др.).
Цена, реально уплаченная или подлежащая уплате за товар при его продаже в страну-импортер, становится (в соответствии с Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ) таможенной стоимостью при соблюдении каждого из следующих требований:
- цена сделки или реализация самой сделки не могут зависеть от каких-либо условий, влияющих на цену, кроме условий, определяющих необходимые качественные и количественные характеристики самого товара;
- экспортер и импортер не должны быть взаимозависимы;
- импортер не возвращает экспортеру прямо или косвенно часть прибыли;
- не должно существовать ограничений в отношении переходящих к импортеру прав пользования и распоряжения оцениваемыми товарами, за исключением ограничений трех видов:
1) ограничений, предусмотренных законодательством государства-импортера;
2) ограничений того региона, в котором товары могут быть перепроданы;
3) ограничений, не влияющих существенно на контрактную цену.
Если же с помощью изложенных правил не удается определить таможенную стоимость товара, таможенные органы и импортер консультируются на предмет определения таможенной стоимости на базе альтернативных методов (с использованием цены идентичного или однородного товара). При невозможности использовать альтернативные методы таможенная стоимость устанавливается на расчетной основе с учетом основных ценообразующих элементов: издержек производства, стоимости материалов и сырья, прибыли, а также расходов, связанных с реализацией товара.
В пункте 1 статьи 12 комментируемого Закона Правительство РФ наделяется полномочиями по выработке нормативной базы, регулирующей порядок определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу. Реализуя эти полномочия, Правительство РФ принимает подзаконные акты, развивающие нормы Закона РФ "О таможенном тарифе" и не противоречащие им.
Действующий с 1 января 1993 года Порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации (далее - Порядок), утвержден Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1992 года N 856 <*>. В пункте 3 Порядка закреплено: "Таможенная стоимость импортируемых в Российскую Федерацию товаров определяется декларантом согласно правилам таможенной оценки, предусмотренным настоящим Порядком, применяемым в соответствии с общими принципами системы таможенной оценки Генерального соглашения о тарифах и торговле".
--------------------------------
<*> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. N 20. Ст. 1666.
Этот Порядок распространяется как на юридические, так и на физические лица. Некоторые его положения могут уточняться в ведомственных правовых актах (приказах, указаниях и т.д.). Например, особенности порядка определения таможенной стоимости товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, установлены Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 года N 815 "Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации" <*>.
--------------------------------
<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 5.
В пункте 2 комментируемой статьи определено, что порядок расчета таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, определяется Правительством РФ. В соответствии с этой нормой было издано Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 года N 1461 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации" <*>. В свою очередь, в развитие данного Постановления Правительства РФ был принят Приказ ГТК России от 27 августа 1997 года N 522 "Об утверждении Правил применения Порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации" <**>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 51. Ст. 5815.
<**> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 1.
Эти Правила обязательны к применению:
- декларантами и другими лицами, перемещающими товары (за исключением физических лиц, вывозящих товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности), - при определении и заявлении таможенной стоимости вывозимых товаров;
- таможенными органами - при осуществлении контроля заявленной декларантом таможенной стоимости вывозимых товаров.
Таможенная стоимость вывозимых товаров заявляется (декларируется) декларантом в таможенной декларации.
Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены сделки, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товар при продаже товаров на экспорт.
В таможенную стоимость вывозимых товаров также включаются следующие расходы, понесенные покупателем, но не включенные в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки:
а) комиссионные и брокерские вознаграждения;
б) стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности она рассматривается как единое целое с вывозимыми товарами;
в) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
г) соответствующая часть стоимости предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для производства или продажи на экспорт вывозимых товаров следующих товаров, работ и услуг:
- сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующие изделия, являющиеся составной частью вывозимых товаров;
- инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве вывозимых товаров;
- вспомогательные материалы, израсходованные при производстве вывозимых товаров;
- инженерная проработка, опытно-конструкторские работы, дизайн, художественное оформление, эскизы и чертежи;
д) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия покупки вывозимых товаров;
е) поступающая продавцу прямо или косвенно часть дохода от последующих перепродаж, передачи или использования покупателем товаров после их вывоза с таможенной территории Российской Федерации;
ж) налоги (за исключением таможенных платежей, уплачиваемых при заявлении таможенной стоимости), взимаемые на таможенной территории Российской Федерации, если в соответствии с налоговым законодательством или международными договорами Российской Федерации они не подлежат компенсации продавцу при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Если товары вывозятся с российской таможенной территории при отсутствии сделки купли-продажи или если оказывается невозможным использовать цену сделки купли-продажи в качестве основы для определения таможенной стоимости, таможенная стоимость вывозимых товаров определяется либо исходя из представленных декларантом данных бухгалтерского учета продавца-экспортера, отражающих его затраты на производство и реализацию вывозимого товара, и величины прибыли, получаемой экспортером при вывозе идентичных или однородных товаров с таможенной территории Российской Федерации, либо на основе бухгалтерских данных об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров.
В случае невозможности использования перечисленных сведений, представленных декларантом, таможенная стоимость вывозимого товара определяется на основе сведений о ценах на идентичные или однородные товары либо исходя из калькуляции стоимости (себестоимости) вывозимых идентичных или однородных товаров с учетом вышеперечисленных расходов (п. п. "а" - "ж"). Определения идентичных и однородных товаров содержатся в статье 20 и статье 21 Закона РФ "О таможенном тарифе".
Говоря о порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, необходимо упомянуть о Приказах ГТК России от 5 января 1997 года N 3 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации" <*> и от 5 декабря 2003 года N 1399 "Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации" <**>.
--------------------------------
<*> "Таможенный вестник". N 3. 1997.
<**> "Российская газета". N 257. 23.12.2003.




Вернутся в раздел Комментарии к законам