Комментарии к законам

Статья 40. Коллективный договор. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.



При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.
При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.
Комментарий к ст. 40
1. Коллективные договоры наряду с соглашениями являются видами правовых актов социального партнерства, которые в условиях рыночной экономики позволяют поддерживать социальную стабильность и баланс интересов участвующих в коллективных переговорах сторон. Вместе с тем эти договоры следует расценивать как локальные (местные) нормативные акты, содержащие нормы трудового права для неограниченного круга работников конкретной организации (воинской части), дополняющие сложившуюся систему законодательства о труде (ст. 9 ТК РФ). В отличие от трудового договора предметом коллективного договора являются не только трудовые, но и социально-трудовые отношения. Кроме того, он признается инструментом регулирования названных коллективных, а не индивидуальных отношений.
2. Действующее трудовое законодательство предоставляет работникам и работодателям право выбора - заключать или не заключать коллективный договор. Такая альтернатива вытекает из положений ст. 36 ТК РФ, предусматривающей инициативный характер переговоров по его заключению. Ввиду этого на практике складываются различные ситуации, когда на одном предприятии коллективный договор не заключен и отсутствует, а на другом - имеются два или несколько различных договоров. И такое положение дел соответствует ТК РФ, так как коллективные договоры могут утверждаться и одновременно действовать в "головной" организации и отдельно в ее филиале, представительстве или ином обособленном ее подразделении. Наряду с этим ТК РФ не содержит положений о праве различных представителей от имени уполномочивших их работников самостоятельно заключать с работодателем коллективный договор. Поэтому им не допускается возможности утверждения нескольких договоров в целом в организации (без учета договоров, действующих в обособленных структурных подразделениях организации).
3. О представителях работников и работодателей см. комментарии к ст. ст. 29 - 34. В настоящее время ч. 2 ст. 29 ТК РФ устранены случаи, когда при наличии нескольких представителей работников на федеральном, отраслевом и других уровнях социального партнерства каждому из них предоставлялось право на ведение коллективных переговоров в организациях от имени объединяемых им членов профсоюза или представляемых им работников.
Содержание, структура, порядок заключения и сроки действия коллективного договора урегулированы ст. ст. 41 - 44 ТК РФ, а также Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г., применяемым в части, не противоречащей ТК РФ. Порядок уведомительной регистрации принятого договора и контроля за его выполнением приведен в ст. ст. 50, 51 ТК РФ.
4. Поскольку в конечном итоге социальное партнерство направлено на регулирование отношений между работниками и работодателями, в комментируемой статье для коллективных переговоров на локальном уровне устанавливается предельный срок достижения сторонами договоренностей. Во всех случаях с начала этих переговоров (ст. 36 ТК РФ) максимальный срок согласования сторонами коллективного договора до его подписания не должен превышать трех месяцев. Если в течение этого времени они не пришли к единому мнению по отдельным положениям его проекта, то они обязаны подписать договор на согласованных условиях и одновременно составить протокол разногласий. Выявленные разногласия могут обсуждаться в процессе дальнейших коллективных переговоров либо разрешаться на основании требований ст. ст. 398 - 418 ТК РФ.
5. Коллективный договор может заключаться не только в организации в целом, в том числе в военной организации, но и в филиале, представительстве и другом обособленном структурном подразделении организации. Иными словами, в организации, имеющей представительства и филиалы, коллективных договоров может быть несколько (более одного) в зависимости от числа обособленных подразделений.
В соответствии со ст. 55 ГК РФ представительство и филиал не являются юридическим лицом (в качестве которого выступает организация независимо от ее организационно-правовой формы) и признаются его обособленными подразделениями. Они расположены вне места его нахождения, представляют его интересы и осуществляют их защиту. Юридическим лицом они наделяются имуществом, действуют на основании утвержденных им положений, а их руководители - согласно выданной доверенности. По этому документу руководители указанных подразделений могут быть уполномочены на заключение коллективного договора в филиале или представительстве.
6. ТК РФ не разъясняет понятие "иное обособленное структурное подразделение организации", в котором также может заключаться коллективный договор. Данное понятие в настоящее время достаточно широко используется гражданским (ст. 55 ГК РФ) и налоговым законодательством (ст. ст. 11, 19, 288 и иные статьи НК РФ), где оно определяется как территориально обособленное подразделение организации <*>.
--------------------------------
<*> См. подробнее: Голенко Е.Н., Ковалев В.И. Труд гражданского персонала в воинских частях (военных организациях): Юридический справочник. М.: "За права военнослужащих", 2002.
7. Значение коллективного договора в организации определено следующими обстоятельствами:
- во-первых, коллективный договор, будучи локальным нормативным правовым актом, позволяет с учетом специфики организации в договорном порядке урегулировать особенности социально-трудовых отношений персонала. Компактное их правовое воплощение в этом договоре не только сокращает документооборот и объем организационно-распорядительной документации в организации, но и приводит к их упорядочению, единообразному пониманию и исключению возможных ошибок при применении тех или других правовых норм;
- во-вторых, действующее трудовое законодательство одновременно способствует локальному нормотворчеству в организации и предполагает его. В многочисленных случаях ТК РФ, устанавливая принципиальные положения об условиях труда работников и о предоставляемых им гарантиях и компенсациях, прямо указывает на возможность развития этих норм в коллективном договоре (см. комментарий к ст. 41);
- в-третьих, коллективно-договорное регулирование отношений в области труда позволяет определять конкретные условия деятельности в организации (воинской части) профсоюзных организаций, коллектива работников и его органов, иных органов общественной самодеятельности, создаваемых по месту работы (например, рабочих, забастовочных комитетов и т.п.);
- в-четвертых, в целях предупреждения возможных трудовых конфликтов (как индивидуальных, так и коллективных) отдельные положения законодательства о трудовых спорах требуют дополнительной правовой регламентации на локальном уровне.
Многогранность проявления сложившихся в организациях трудовых отношений, иных непосредственно связанных с ними отношений позволяет утверждать о необходимости заключения в организациях, в том числе и военных организациях, коллективных договоров.




Вернутся в раздел Комментарии к законам