Комментарии к законам

Статья 7. Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу. Комментарий к статье 7



1. Комментируемая статья рассматривает вопросы регламентации цессии и перевода долга. В соответствии с ней к данным вопросам применяется отечественное законодательство о перемене лиц в обязательстве (глава 24 ГК), а также международных договоров. Должник должен быть обязательно уведомлен о переходе права требования к новому кредитору. В случае если производится перевод долга к новому должнику, требуется обязательное согласие кредитора. Суд может своим решением обязать иностранного инвестора произвести цессию или перевод долга.
2. Часть вторая регламентирует вопрос действительности права требования, перешедшего к иному иностранному государству, которое произвело платеж иностранному инвестору по договору страхования (гарантии). Следует отметить неравнозначность применения в Законе термина "гарантия". В большинстве статей и в наименовании комментируемой статьи данная категория используется как обязательства, принятые на себя Российской Федерацией по охране прав и интересов иностранного инвестора, по созданию условий для выполнения договорных обязательств, обеспечению развития международных инвестиционных отношений. В части 2 рассматриваемой статьи термину "гарантия" придается несколько иное содержание. В рассматриваемом контексте "гарантия" означает обязательство какой-либо страны, иностранной или международной организации компенсировать инвестору потерянные вследствие наступления каких-либо событий инвестиции в экономику третьей страны или ее юридических лиц. Таким образом, данный термин практически приравнивается к страхованию инвестиций, то есть практически действует как конкретное средство обеспечения обязательств. Именно в таком контексте он и используется во многих международных договорах и двусторонних соглашениях. Реализуется система гарантий путем заключения "гарантийного договора", под которым понимается страхование инвестиций. Через создание Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций произошла "интернационализация" вопроса о гарантиях инвестиций <*>.
--------------------------------
<*> Шумилов В.М. Международное экономическое право. М., 2001. С. 231 - 232.
3. Гарантии иностранными государствами или международными организациями капиталовложений в экономику другой страны закреплены во многих международных соглашениях <*>. Большую роль в международном гарантировании иностранных инвестиций играет Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, учрежденное Сеульской конвенцией 1985 года. Право требования нового кредитора признается действительным. Поскольку наиболее часто в международной практике платежи по гарантии осуществляет упомянутое Агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), то к отношениям России и Агентства применяются нормы Сеульской конвенции. На использование или конвертацию сумм в валюте, полученных Агентством после перевода долга, распространяется правовой режим, применяемый к прежнему владельцу гарантии (режим наибольшего благоприятствования, национальный режим или др.). В любом случае такие суммы могут использоваться Агентством для оплаты своих административных расходов или иных издержек. Таким образом, отечественная правовая доктрина признает право на суброгацию иностранного государства или организации, выплатившей иностранному инвестору гарантированную сумму. При применении суброгации и выплате инвестору гарантированной суммы государством отношения между частными лицами (если инвестор - иностранный гражданин, лицо без гражданства, юридическое лицо или организация, не имеющая статуса юридического лица) перерастают в отношения между организацией и суверенным субъектом - государством, причем значительную роль в таких отношениях играет также государство регистрации организации, принимающей инвестиции.
--------------------------------
<*> См., например: Сеульская конвенция 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.). Конвенция ратифицирована Постановлением ВС РФ от 22 декабря 1992 г. N 4186-1 // Вестник ВАС РФ. 2001. N 7, специальное приложение.
4. Признание суброгации, как отмечалось в литературе, практически означает признание обязанности уплатить компенсацию за утраченные инвестиции иностранному государству как правопреемнику (цессионарию) инвестора, то есть основная особенность суброгации состоит в том, что права частного лица передаются субъекту международного права, защищаются на межгосударственном уровне, т.е. происходит трансформация гражданско-правовых отношений в международные публично-правовые <*>. Соответственно государство, признающее суброгацию, проявляет повышенную осторожность в отношении иностранных инвестиций, чтобы избежать затем конфронтации с государством, которому инвестор цедирует свои права требования после выплаты ему страхового возмещения <**>.
--------------------------------
<*> Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М., 1997. С. 207.
<**> Силкин В. Комментарий к Федеральному закону "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" / Хозяйство и право. 2000. N 2. С. 12.
5. Комментируемый Закон не содержит описания конкретных рисков, в отношении которых может применяться гарантия (страхование), поскольку в рассматриваемой в нем сфере (иностранные инвестиции) Российская Федерация может выступать только в качестве должника, но не цессионария. Исходя из текста статьи можно сделать вывод, что в РФ признаются платежи по гарантии от любого из рисков, применяемые в международной практике. Так, Сеульская конвенция 1985 года содержит перечень рисков, от которых производится страхование:
а) перевод валюты: любое введение по инициативе принимающего правительства ограничений на перевод за пределами принимающей страны ее валюты в свободно используемую валюту или другую валюту, приемлемую для владельца гарантии, включая отсутствие действий принимающего правительства в течение разумного периода времени по заявлению, поданному таким владельцем на такой перевод;
б) экспроприация или аналогичные меры: любое законодательное действие или административное действие или бездействие, исходящее от принимающего правительства, в результате которого владелец гарантии лишается права собственности над своим капиталовложением, контроля над ним или существенного дохода от такого капиталовложения, за исключением общеприменимых мер недискриминационного характера, обычно принимаемых правительствами с целью регулирования экономической деятельности на своей территории;
в) нарушение договора: любой отказ принимающего правительства от договора с владельцем гарантии или нарушение такого договора в случаях, когда владелец гарантии не имеет возможности обратиться к судебному или арбитражному органу для вынесения решений по иску об отказе договора или его нарушения, или такой орган не принимает решения в течение разумного периода времени, как это предусмотрено в договорах о гарантии в соответствии с положениями Агентства, или такое решение не может быть осуществлено;
г) война и гражданские беспорядки: любые военные действия или гражданские беспорядки на любой территории принимающей страны.
Согласно ч. d ст. 12 Сеульской конвенции при предоставлении гарантии под капиталовложение Агентство удостоверяется в:
а) экономической обоснованности капиталовложения и его вкладе в развитие принимающей страны;
б) соответствии капиталовложения законам и правилам принимающей страны;
в) соответствии капиталовложения провозглашенным целям и приоритетам развития принимающей страны;
г) существовании условий для капиталовложений в принимающей стране, включая наличие справедливого и равного подхода к капиталовложению и правовой защиты для него.




Вернутся в раздел Комментарии к законам