Комментарии к законам

Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. 1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,



(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода,
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы,
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
4. Исключен. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.
Комментарий к статье 120
Комментируемая статья предусматривает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения.
Объектом данного налогового правонарушения является организация налогоплательщиками учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения. Оно состоит в неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком своей обязанности по ведению такого учета.
Общие принципы организации учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения определены в Федеральном законе 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" <*>. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 48. Ст. 5369.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Обязанность по организации бухгалтерского учета лежит на руководителе организации.
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ. Правом регулирования бухгалтерского учета в России обладают Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ (последний регулирует ведение бухгалтерского учета в банковской сфере), иные федеральные органы исполнительной власти, которым такое право предоставлено федеральным законом. Указанные органы, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:
- планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
- положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
- другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.
В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, а также для коллегий адвокатов и адвокатских бюро.
Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.
Организации, руководствуясь законодательством о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
В последнее время наряду с бухгалтерским учетом начинает формироваться налоговый учет, задача которого состоит в полном и всестороннем отражении доходов и расходов, а также объектов налогообложения.
Объективная сторона рассматриваемого налогового правонарушения состоит в грубом нарушении правил учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения, под которым для целей комментируемой статьи понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года), несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Рассматриваемое налоговое правонарушение имеет специального субъекта, которым может быть только организация (см. комментарий к 107 НК РФ).
В комментируемой статье нет указания на форму вины, с которой могло бы быть совершено рассматриваемое налоговое правонарушение. Следовательно, применительно к данному правонарушению форма вины юридического значения не имеет, и его субъективная сторона будет считаться имеющей место независимо от того, допущено грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения умышленно или по неосторожности.
Комментируемая статья включает в себя три пункта. Пункт 1 закрепляет общий состав рассматриваемого правонарушения и предполагает взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Пункты 2 и 3 комментируемой статьи закрепляют специальные составы рассматриваемого налогового правонарушения. Так, п. 2 предусматривает ответственность за грубое нарушение правил ведения учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения, если такие деяния совершаются в течение более одного налогового периода. В указанном случае предполагается более суровая ответственность. Размер штрафа составляет в этом случае пятнадцать тысяч рублей.
В качестве квалифицирующего признака в п. 3 комментируемой статьи законодатель предусмотрел негативные последствия в виде занижения налоговой базы (см. ст. 53 НК РФ и комментарий к ней). Налоговое правонарушение, предусмотренное п. 3 комментируемой статьи, имеет дополнительный объект - бюджетные доходы и доходы государственных внебюджетных фондов. Размер штрафа в данном случае будет составлять 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.
Судебные органы при применении комментируемой статьи исходят из того, что составы налоговых правонарушений, предусмотренных ею и ст. 122 комментируемого Кодекса, недостаточно разграничены между собой. При этом п. 2 статьи 108 комментируемого Кодекса (см. комментарий к нему) закрепляет принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения. В связи с этим при рассмотрении споров, связанных с привлечением организации-налогоплательщика к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, судам и налоговым органам необходимо исходить из того, что ответственность за данное нарушение установлена п. 3 комментируемой статьи, т.е. применение ст. 122 комментируемого Кодекса не допускается. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, чем указано в п. 3 комментируемой статьи, организация-налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную ст. 122 комментируемого Кодекса <*>.
--------------------------------
<*> См., например: п. 41 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2001. N 7. С. 23; Определение Конституционного Суда РФ от 18 января 2001 г. N 6-О "По запросу Федерального Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа о проверке конституционности пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 10. Ст. 995.




Вернутся в раздел Комментарии к законам